Сто историй. Глава десятая. О кодировках и стандартах…

02.08.2015
DX-TM

В этой публикации мы предлагаем вернуться почти на двадцать лет назад и вспомнить некоторые примечательные моменты спутникового телевещания о которых должны помнить только фанаты SAT-приёма со стажем. Вас ожидает подборка фактов, которые рассказывают о том как начиналось цифровое спутниковое телевидение, в каких экзотических кодировках вещали спутниковые каналы и воспоминания о том, что можно было интересного посмотреть со своей спутниковой антенны. Одним словом, эта глава посвящена перечислению мелких деталей из истории SAT-TV, о которых многие уже забыли, а многие просто не знают.

 

Какие кодировки спутникового сигнала вы знаете? Viaccess? Irdeto? Conax? А между тем существовал ночной спутниковый польский телеканал "TV Bryza", который кодировал… PAL, инвертируя цветное изображение. Т.е. на картинке всё можно было прекрасно увидеть, но шла она в негативе. Для чего это было сделано мы уже рассказать не сможем. Вещал "TV Bryza" без логотипа с 3-4 часов по московскому времени, сменяя на частоте популярный частный телеканал "PolSat". Трансляции шли до 9 часов. Было это в 1996-ом году и продолжалось незначительное время. Совсем скоро появился "PolSat 2", в дальнейшем и первый польский цифровой платный пакет от этого вещателя. А "TV Bryza" так и остался в истории SAT-TV как аналоговый прообраз кодировки BISS. Когда при желании кодированный спутниковый сигнал можно расшифровать и смотреть. Автор этих строк, легко  "раскодировал" картинку "TV Bryza", прогоняя видеосигнал через видеомикшер. Наверняка, тем же самым занимались и региональные польские телестудии, которым эти трансляции, скорее всего, и предназначались.

Уже 20 лет назад, в 1995-ом году, когда ещё был век аналогового телевидения, шли первые трансляции спутниковых телеканалов в цифровом стандарте. В этом плане примечателен румынский коммерческий телеканал "Pro TV", который транслировался не в MPEG-2, а в … MPEG-1. Если быть точнее, в спутниковых таблицах стандарт цифрового сжатия видео иногда обозначался как MPEG-1,5. Т.е. это был усовершенствованный MPEG-1. В связи с этим пара слов о MPEG-1 и почему он не стал общепризнанным стандартом цифрового спутникового вещания. Всё дело в том, что качество видеосигнала в MPEG-1 было очень низким. Данный стандарт в основном использовался в VideoСD и развития в цифровом телевещании не получил. И сейчас поймёте почему. Если в MPEG-2 576 активных строк в кадре и 720 отсчетов в активной части строки, то качество видео в MPEG-1 на порядок хуже — 288 активных строк в ТВ кадре и 352 отсчета в активной части ТВ строки. В своём роде это был конкурент стандарту VHS, который широко использовался на видеокассетах. Имел заметные преимущества по качеству цветопередачи, звука. В нём, естественно, не было никаких "зажёванностей" картинки как на видеокассетах. Но по чёткости видео MPEG-1 довольно ощутимо уступал VHS. Более того, использование MPEG-1 в динамичных сценах было весьма проблемным, т.к. изображение не только начинало рассыпаться на квадраты, а иногда и просто подвисать. Чтобы примерно представить качество видео в MPEG-1 я рекомендую включить некоторые оставшиеся итальянские рекламно-эротические каналы с "Hot Bird". Они идут с очень "похожим" на MPEG-1 качеством.Конечно ни о каком развитии цифрового спутникового вещания в MPEG-1 не могло быть и речи, кроме немногочисленных прецендентов, в т.ч. в виде румынского телеканала. Который, судя по всему вещал в улучшенном MPEG-1. Как это реально выглядело в эфире я вам сказать не могу, т.к. первый цифровой спутниковый ресивер у меня появился когда уже вещание "PRO TV" в MPEG-1,5 c позиции 13 гр.в.д. прекратилось.

Но полноценное спутниковое вещание в MPEG-1 всё же было, хоть в это и трудно поверить. Велось оно с позиции 57 градусов восточной долготы, где в Ku-диапазоне под арабский спутниковый пакет "Orbit Satellite" был отдан целый транспондер. Здесь в кодировке PowerVu транслировались сразу 18 телеканалов, в том числе и "топовых", таких как "ESPN", "The Hollywood Channel" или "Super Movies". Присутствовали в том пакете и каналы, которые до сих пор идут от этого провайдера в арабских пакетах — например, "Music Now". Вещание "пионера" арабского платного телевидения шло на Египет и надо отметить, что за прошедшие с тех пор 20 лет особого успеха арабское платное телевидение так и не достигло из-за обилия открытых телеканалов, которые сейчас транслируются с различных спутников. …

…Каких только СУД (систем условного доступа) не применяли телевизионные вещатели за те 20 лет, что прошли с начала бурного развития спутникового телевидения. Например, PAL Ping Pong. Именно в ней начинал своё вещание известный порнографический телеканал "SCT", который затем преобразился в целый тематический пакет. А начинал он с трансляций поздно ночью по выходным с орбитальной позиции 10 градусов восточной долготы (спутник "Eutelsat II F2"). Что собой представляла это Ping Pong можно только догадываться.

Можно вспомнить, что российские федеральные телеканалы "ОРТ" ("Первый канал") и "РТР" (нынешняя "Россия-1") транслировались со спутника с помощью системы экспондирования звука (если я не ошибаюсь в технологических терминах). Обладатель обычного спутникового приёмного оборудования мог слышать звуковое сопровождение этих каналов с искажениями.

И уж совсем экзотическим методом "кодирования" спутниковых перегонов пользовались на КА "Eutelsat II F4", который широко использовался для технических перегонов в первую очередь спортивных трансляций. Иногда тех.перегоны шли в обычном PAL без искажений, но очень часто спортивные трансляции гонок "Формула-1" или крупных спортивных соревнований шли со спутника в модификации PAL с приставкой SiS. Разглядеть что происходит на телеэкране было можно и даже слушать звуковое сопровождение. Но картинка в буквальном смысле "плавала" по экрану…

Сейчас, в цифровую эру развития телевидения мы при "закрытии" провайдером картинки мы можем видеть только сообщение о кодировании канала. Вся "экзотика" осталась в прошлом. MPEG-2 уже считается устаревшим стандартом телевещания, на горизонте маячат новые и новые более прогрессивные стандарты передачи видеосигнала и методы его кодирования. История продолжается.

4 комментария на «“Сто историй. Глава десятая. О кодировках и стандартах…”»

  1. koka72:

    Какая то недоговорённость в статье. А Евроспорт он тоже кодировался одно время как то извращённо, по крайней мере русская дорожка.

  2. Alian:

    "Чтобы примерно представить качество видео в MPEG-1 я рекомендую включить %" — О каких "%" речь?

  3. Кукуй:

    инвертирование это фигня  — вот помню была аналоговая кодировка с перемешиванием строк , даже декодер делал — остановилось всё на этапе прошивки плм , потом были прошивки карточек под д2мак  и успешный взлом местного космос тв ,  там вырезались части  синхроимпульса и тоже использовалась инверсия видео

     

     

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Присоединяйтесь!

Эксперты рекомендуют

Опросная анкета

Опросная анкета

OBOB.TV ВКонтакте

Подписаться на новости

Subscribe2

Голосование

Голосование

Насколько вам интересна тематика вреда наносимого здоровью электросмогом, о которой рассказывает сайт Green.Obob.TV:

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Заяви о себе!

Заяви о себе!
    
    

Календарь

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930