Что пишут о развитии программы вещательных спутников Казахстана KazSatов. Наш обзор.
Казахстанское государственное информационное агентство «Казинформ» на днях (а именно 18 марта 2023 г.) опубликовало интервью с председателем правления АО «Республиканский центр космической связи» — «РЦКС» Маликом Жуйриктаевым. Эта подконтрольная казахскому государству организация, базирующаяся в Астане, занимается развитием и поддержанием жизнедеятельности спутниковой группировки Казахстана.
В упомянутом интервью Малик Жуйриктаев представляет казахстанскую спутниковую группировку следующим образом:
«На сегодняшний день наша страна обладает несколькими спутниковыми группировками. Первая – это космическая система связи и вещания KazSat, вторая – спутниковая система дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и третья – космическая система научно-технологического назначения, созданная уже отечественными инженерами.
У каждой из них свое назначение, направленное, кроме основного, на обеспечение информационной независимости (отметим, что спутник KazSat-2 был произведен российской компанией «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева», а KazSat-3 — российской компанией «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва», в обоих случаях при участии франко-итальянской компании Thales Alenia Space; оба спутника были выведены на орбиту с арендованного Россией космодрома Байконур российской же ракетой «Протон» Прим. Obob.tv)…
Сегодня в составе казахстанской космической системы связи и вещания «KazSat» два геостационарных спутника связи – KazSat-2, который запущен в 2011 году (находится в позиции 86.5 гр. E. Прим. Obob.tv) и «KazSat-3, который на орбите с 2014 года (находится в позиции 58.5 гр. E. Прим. Obob.tv) – оба имеют собственный орбитально-частотный ресурс.
Управление спутниками ведется с основного наземного комплекса управления «Акколь» в Акмолинской области и резервного «Коктерек» в Алматинской области». Конец цитаты.
В свою очередь, в интервью частному Интернет-изданию informburo.kz бывший руководитель «РЦКС» Бауыржан Кудабаев, который возглавлял этот «Республиканский центр космической связи» до октября 2020 года, и является непосредственным предшественником на должности Малика Жуйриктаева, опиcывает ситуацию так:
«У нас пока летают два геостационарных спутника связи. Для KazSat-2 мы арендуем точку стояния у России. РФ предоставила такой ресурс казахстанскому спутнику в орбитальной позиции 86,5 градуса восточной долготы, которая была нотифицирована в Международном союзе электросвязи в интересах двух государств – России и Казахстана. Это организация, которая является оператором обеспечения совместимости спутниковых систем на орбите. И тут есть правило: кто первый заявился, тот имеет больше прав на точку.
Казахстан в орбитальной позиции 86,5 восточной долготы находится вторым в очереди после РФ. У нас есть с Россией соглашение о том, что мы совместно используем эту орбитальную позицию. Спутник KazSat-3 находится на казахстанской орбитальной позиции 58,5 восточной долготы. Агентством связи РК и РЦКС была проведена огромная работа с 2005 по 2013 год. С 28 государствами велись переговоры, в итоге был согласован частотный ресурс для спутника KazSat-3.
Сейчас все наши наземные станции спутниковой связи настроены на эти орбитальные позиции. И когда я слышу, что новый (казахстанский) спутник больше не будет (возможно) там размещаться, у меня напрашиваются вопросы к тем, кто принял это решение: что мы будем делать с этими наземными сетями, которые используем сейчас? Как они будут дальше развиваться? Если мы откажемся от точки KazSat-2, то KazSat-3 один останется, и в два раза увеличится риск того, что он не долетает свой срок».
Отметим, что еще в 2014 году заместитель председателя Национального космического агентства Республики Казахстан (Қазақстан Республикасы Ұлттық ғарыш агенттiгi), ныне упраздненного и переданного в состав одного из министерств, ныне это Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Еркин Шаймагамбетов заявлял, далее цитата по сообщению частного казахстанского портала profit.kz
«У нас в планах создать KazSat-4 уже на собственном заводе сборочно-испытательного комплекса, который мы строим сейчас совместно с французскими партнерами в Астане… KazSat-4 будет работать в диапазоне КА и у него будет своя специфическая лучевая система в отличии от KazSat-3, который глобально покрывает одним лучом всю территорию». Конец цитаты.
Спустя годы, в ноябре 2022 г., министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Багдат Мусин говорит, не упоминая какие-либо орбитальные позиции, о сотрудничестве в деле строительства нового казахстанского спутника уже не с французами, а с турками. Процитируем по сравнительно недавнему сообщению издающей в казахстанской столице англоязычной газете, близкой к правительству, The Astana Times (заметка от 10 ноября 2022 г.):
«Казахстан и Турция объявили о планах проведения работ по замене спутника KazSat 3 на KazSat 3R, сообщил 4 ноября 2022 года министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин на своей странице в Facebook.
«До вывода из эксплуатации KazSat 3 нам необходимо построить более современный спутник взамен и обеспечить бесперебойное предоставление услуг связи, телерадиовещания. Нам нужно подготовить техническую документацию и окончательные расчеты до февраля 2023 г.», — сказал Мусин.
В ходе встречи с представителями Турецкого агентства оборонной промышленности (Savunma Sanayii Başkanlığı) и Turkish Aerospace Industries казахстанский министр обозначил заинтересованность страны в их опыте и технических возможностях…
В октябре Мусин подписал меморандум о взаимопонимании с Агентством оборонной промышленности Турции о сотрудничестве в разработке спутников. Если сотрудничество с Турцией будет успешным, остальные тюркские государства могут присоединиться». Конец цитаты.
В своем интервью, данном informburo.kz, вспоминает о заводе, упомянутом Еркином Шаймагамбетовым, и Бауыржан Кудабаев. Он также говорит и отменённых планах по разработке ряда KazSatов. Процитируем:
«Вопрос корреспондента informburo.kz: Ещё одно важное предприятие отрасли, о запуске которого много говорилось, но которое так и не состоялось, – это сборочно-испытательный комплекс – СБИК, давно возведённый и укомплектованный современным оборудованием в Астане. Что нам не хватает, чтобы его запустить?
– Насколько я владею информацией, сертификацию завода должен был провести европейский партнёр. Но вот насколько эти партнеры сейчас готовы сертифицировать производство, ничего сказать не могу. Вначале все трудности объяснялись пандемией…
В первую очередь СБИК должен быть обеспечен заказами. Но пока не вижу движений в сторону проведения сертификации и обеспечения заказами.
Возможно, дело в другом. Вначале у руководства отрасли должно появиться понимание, что, как и когда должно делаться…
Вопрос корреспондента informburo.kz: И эти вопросы не поднимались на этапе проектирования СБИК? Выходит, вначале мы построили, а теперь решаем, как обеспечить предприятие заказами?
– Стратегия, конечно, была, но подвела реализация. Там планировали собирать KazSatы, (а также) группировки спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
В ноябре 2019 года и феврале 2020 года бюджет по проекту спутника KazSat-2R был передан Аэрокосмическому комитету, который получил полное одобрение со стороны Минэкономики. Затем этот проект был передан для реализации в компанию «Галам» («Галам» («Ghalam») — совместное казахстанско-французское предприятие, учрежденное АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» (бывший «Казкосмос») и Airbus Defence & Space, и основанное в 2010 году; Оператор сборочно-испытательного комплекса СБИК космических аппаратов в Астане Прим. Obob.tv). Велись переговоры с потенциальными партнёрами, которые помогли бы «Галаму» первый казахстанский спутник связи спроектировать и собрать. Но сегодня могу лишь сказать, что на каком-то этапе что-то не срослось.
К сожалению, программу KazSat-2R закрыли. Я считаю, это непрофессиональный подход со стороны Министерства цифрового развития. Это очень недальновидно». Конец цитаты.
По отмене работ по созданию спутника KazSat-2R напомним о том, как это было. Как сообщал 19 февраля 2021 г., в частности, ТАСС, цитируем:
«Казахстан решил отказаться от создания спутника KazSat-2R. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана решило прекратить работу над проектом создания нового телекоммуникационного космического аппарата KazSat-2R. Об этом заявил руководитель этого министерства Багдат Мусин в ходе встречи с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым… Принято решение о прекращении проекта KazSat-2R в пользу инновационных решений, в том числе связанных со спутниковыми группировками связи нового поколения.
Сейчас Казахстан имеет собственную космическую систему связи, состоящую из спутников KazSat-2 и KazSat-3 и наземных комплексов управления. В 2023 году завершится эксплуатация KazSat-2, и для его замены власти планировали ввод в эксплуатацию космического аппарата KazSat-2R». Конец цитаты
Можно сказать, что пока Казахстан еще определяется, как дальше развивать группировку KazSat, пытаясь из-за всех сил продлить работу существующих спутников. Об последнем говорит и Малик Жуйриктаев в уже цитировавшемся выше интервью:
«Продлен ресурс спутника «KazSat-2. Его срок службы, благодаря профессионализму инженеров ЦКС «Акколь», которые успешно выполняют весь комплекс мероприятий по эксплуатации космической системы связи, увеличен до конца 2026 года. Что касается спутника KazSat-3, то срок его эксплуатации завершится в 2029 году».
Про замену KazSat-2 и KazSat-3 подробностей пока немного. Но показательно, что Казахстан пытается сотрудничать в этом деле сейчас, что называется, со всеми частями света, а корреспондент informburo.kz в своем также цитируемом выше интервью с Бауыржаном Кудабаевым спрашивает его о том, стоит ли кооперироваться по космическим разработкам с Россией, «экономика которой сейчас испытывает нешуточное давление санкций», и не лучше ли делать ракеты для запусков спутников самим. Кстати, упомянутое интервью в informburo.kz называется «Почему иностранные спутники связи – удар по нацбезопасности страны» (правда, иностранными в публикации informburo.kz называются не KazSatы, которые априори считаются своими, хотя изготавливаются и запускаются отнюдь не Казахстаном, а спутники, которыми владеют иностранные государства и компании).
Добавить комментарий