16 октября 1962 года, т.е. 60 лет назад, в эфир впервые вышла т.н. «радиостанция «Юность». Так называемая, потому что, на самом далее, станцией она не была. И далее рассмотрим три главных заблуждения об этом вещателе. В плену которых, как правило, находятся ностальгирующие о «Юности».
Итак, общепринятое заблуждение № 1 о том, что была некая советская радиостанция «Юность», которая вещала какую-то программу в течении всего дня. В советский период никакой радиостанции «Юность» не существовало, а на Всесоюзном радио под брендом «радиостанция «Юность» выпускала передачи главная редакция радиовещания для молодежи, которая не имела своего радиоканала и сети передатчиков, но вещала в определенные отрезки времени (в сутки, суммарно, всего около пяти часов) по Первой, Второй (известной как «Маяк») и Третьей центральным радиопрограммам (иначе говоря, радиоканалам).
Да, в Советском Союзе даже на самом позднем этапе его существования было такое количество центральных радиопрограмм (радиоканалов) внутреннего вещания, что их можно было пересчитать по пальцам одной руки — всего их было пять.
Кроме вышеупомянутых основных трех существовало еще только две центральных радиопрограмм, так сказать — дополнительных: Четвертая программа (программа классической музыки, часть со стереозвуком), но эта программа вещала только в Москве и Ленинграде и соответствующих областях, хотя и задумывалась, как центральная союзная программа, которая будет вещать на УКВ, но УКВ (FM) в СССР за пределами двух столичных городов так и не развилось; Еще была Пятая программа, которая круглосуточно, на коротких волнах, ретранслировала для совграждан, находящихся в загранучреждениях, избранные передачи центральных Первой и Третьей программы, а также, в отдельные часы, специальную передачу по заявкам «Для советских специалистов, работающих за рубежом», а кроме того передавала по несколько часов в день программу «Атлантика» из Мурманска — для моряков и рыбаков Северного бассейна, и из Риги – для моряков и рыбаков Западного бассейна Атлантики, программу «Тихий океан» из Владивостока — для моряков и рыбаков Тихоокеанского и Индийского бассейна, и программу «Для тех, кто в море» из Одессы — для моряков и рыбаков Черноморско-Средиземноморского бассейна.
Но главных центральных внутренних программ, как мы напомнили выше, было всего три.
И давайте посмотрим на полную программу «радиостанции «Юность» за одну лишь дату — четверг, 13 февраля 1986 года. Для начала отметим, что исторически «радиостанция «Юность» имела по Первой программе радио два закрепленных блока: один — после 17 часов (свой основной общественно-политический блок) и еще один (т.н. музыкально-художественный) — после 23 часов (здесь и далее время Московское). Каждый продолжительностью до часа. Что же нам предлагала радиостанция «Юность» в упомянутую дату по Первой главной программе радио? Итак, с 17.15 до 18.00 ч. транслировалась «передача из цикла радиостанции «Юность» «Комсомол и пятилетка». Участвует делегат XXVII съезда КПСС чабан Олнасыпов». Содержание программы понятно, это была передача навстречу указанному съезду, который открывался в конце февраля 1986 г., с темами, какие трудовые подарки преподнесла партийному съезду молодежь, какие еще есть небольшие недостатки. А с 23.05 до 23.50 того же дня передавалась музыкальная программа «Творчество молодых». И вот, например, состав участников одного из выпусков тех лет: молодежный ленинградский фольклорный ансамбль «Яблоко», солистка Росконцерта Валентина Пономарёва (которой, кстати, тогда уже было под 50 лет) и артисты Горьковского ТЮЗа. В общем, в программе «Творчество молодых» немного пели и кратко говорили о творческих планах. Впоследствии, года с 1987, когда коммунистическая цензура стала ослаблять хватку, цикл «Творчество молодых» стал поживее, в его рамках стали даже проводить т.н. «музыкальные турниры» и приглашать советских попсовиков и даже рокеров. Но в 1986 году всё еще было чинно-благородно.
Кроме того, в упомянутую дату, т.е. четверг, 13 февраля 1986 года, по Второй программе (т.е. «Маяку») транслировались, как обычно, ежедневная передача музыкальных приветов для военнослужащих «Полевая почта» «радиостанции «Юность» (продолжительностью 25 минут) и, насколько известно, передача «Для молодых строителей Байкало-амурской железнодорожной магистрали» (также 25 минут). Вот, в общем то и всё, что было в меню «радиостанции «Юность» 13 февраля 1986 года. Отметим, что на Третьей программе в упомянутую дату программа «радиостанции «Юность» не выходила (хотя за «Юностью» на Третьей программе и был закреплен часовой блок, он выходил в 10 часов утра, но не во все дни недели).
В общем, 13 февраля 1986 года «Юность», что называется, не показала себя. И здесь мы фиксируем общепринятое заблуждение № 2 о том, что программы на протяжении всей истории «радиостанции «Юность» были какими-то продвинутыми и особо интересными.
Их можно было считать таковыми (и лишь по меркам тех времен) только в самом начале и конце существования классической «Юности».
Большей частью, в первые 25 лет своего существования большинство программ «Юности» были откровенно скучной пропагандой, хотя при этом стилистика «радиостанция «Юность» отличалась от Всесоюзного радио в лучшую сторону уже с момента основания первой в 1962 году.
Тем не менее, двумя основными отделами, а всего их имелось три, в делавшей «Юность» главной редакции радиовещания для молодежи Всесоюзного радио, были почти до самого конца её существования, в самом начале 1990-х, отдел комсомольской жизни и отдел идейно-политического воспитания. При этом попутно отметим, что молодежная редакция, делавшая «Юность», не имела отношения к передачам для детей, их на Всесоюзном радио производила отдельная главная редакция программ для детей и юношества.
Конечно, и в период, если можно так сказать, «процветания социализма» на «радиостанции «Юность» иногда транслировались занятные программы. Так многие ностальгирующие сейчас по «Юности» вспоминают выходившую еще в ранних 1980-х гг. программу под названием «Мир увлечений». Передача для коллекционеров грамзаписи», В выпусках которой, например, иногда транслировались записи некоторых западных исполнителей (например, французской группы Space), хотя, для порядка, и «разбавленные» записями проживавшего в ГДР американского коммунистического певца Дина Рида (Dean Cyril Reed). Но, всё же, подавляющее большинство программ «радиостанции «Юность» периода «процветания социализма» нынешний слушатель, не только молодой, но и в возрасте, не смог бы слушать более пяти минут. Его бы, вероятно, стошнило от тоски.
И мы начали обосновывать общепринятое заблуждение № 3: «радиостанция «Юность» — это большая потеря. На самом деле, не слишком большая потеря, т.к. относилась к прошлому.
Стоит напомнить, что когда «радиостанция «Юность» возникла в 1962 году, то всё еще продолжалась хрущевская оттепель, и это в первое время сказывалось самым лучшим образом на содержании программ. Но еще больше сказывалось то, что «радиостанции «Юность» было приказано быть лучше существовавшего тогда Всесоюзного радио. «Юность» (как и радиостанция «Маяк» чуть позже) и создавалась, чтобы придать закостеневшему Всесоюзному радио, частью которого являлась, хоть какие-то человеческие интонации. Чтобы увести советских слушателей от прослушивания западных радиоголосов.
При том, что на фоне продолжавшего существовать советского радиомонстра, а именно I программы Всесоюзного радио, найти человеческие интонации было не слишком сложно, если хотя бы немного к этому стремиться. К преимуществам «Юности» относили то, к примеру, что эта «радиостанция» «первой в СССР стала передавать в эфир настоящие интервью, а не диалоги по заранее написанным и отрепетированным текстам, как это было принято до того на Всесоюзном радио». На «радиостанции «Юность» работали журналисты (вроде небезызвестного Юрия Визбора), которые старались не вещать, но разговаривать со слушателями. И это тоже считали большим плюсом «Юности». Однако на нормальном радио так и должно быть. И такая некоторая нормальность стала откровением только для слушателей, привыкшим к извращенным вещательным нормам Всесоюзного радио.
Вскоре, однако, оттепель закончилась, и «Юность» стала гораздо меньше отличаться в лучшую сторону от Всесоюзного радио.
Следующий успех «станция» пережила только в январе 1987 года, когда в рамках вещания «радиостанции «Юность» на III программе Всесоюзного радио появился «Молодежный канал». Многие слушатели с того времени запомнили знаменитый джингл вышеназванного канала, созданный Игорем Тальковым в непривычной для советского радио рок-стилистике.
Аудио: Заставка «Молодежного канала» «радиостанции «Юность» в исполнении Игоря Талькова (1987 год):
При этом важно подчеркнуть, что длившийся несколько лет успех «Молодежного канала» был связан и с тем, что до российской провинции, в отличие от крупных городов страны, очень долго добирались первые FM-радиостанции. В то время как «радиостанция «Юность», вещавшая изначально по всей стране (посредством средних волн), первоначально имела перед музыкальными молодежными FM-радиостанциями преимущество, достигая провинции. Но быстро это преимущество утратила. «Радиостанцию «Юность» не спасла даже полученная в самом конце 1991 года, впервые в истории «станции», собственная отдельная сеть передатчиков, переданная от бывшей Третьей программы Всесоюзного Радио. Время «Юности» тогда прошло.
Максим Истомин
aleshon
А я вспомнил новую с 2004 по 2008 годы, новую заставку Юность. Молодёжный канал.
aleshon
Преемник третий программы Вести ФМ, но 4 и 5 программы не имеет преемников, 4 программа, то что от неё осталось это Орфей. А пятая программа осталась далеко в прошлом, Голос России, и Спутник, никого отношения к пятой программе не имеют.
Евгений
Строго говоря, прямыми «наследниками» можно считать только «Радио России» (1) и «Маяк» (2). «Орфей», и уж тем более «Голос России/Спутник» к тем программам никакого отношения не имеют. Разве только концептуально… Но концептуально мы кому хочешь «наследников» найдём. «Радио Культура», например, чем не наследник 3-й программе?
Евгений
Кстати! Мне однажды попался советский радиоприёмник, на котором было не 3, а 4 программы. Правда, когда его подключили к радиотрансляционной сети, по 4 программе была тишина. Но виноват, скорее всего, «Ростелеком» — т.к. там и по 3 программе была тишина, т.е. они на тот момент (2000-е годы) вещали только РР и «Маяк».
Как я понял, технически 2-3, ну и 4 программы были на этих приёмниках реализованы как обычный радиоприёмник, настроенный на определённую длинноволновую частоту. Т.е. 1 программа передавалась как непосредственно звук, и её воспроизводили все громкоговорители, а 2-3 и 4 — это на самом деле определённая радиочастота (в пределах 100 кГц), и при выборе их включался ДВ радиоприёмник. Если на этой частоте что-то передавалось — он их играл. По этой причине такие приёмники требовали подключания к розетке с электричеством.
Так что ТЕОРЕТИЧЕСКИ можно было выпустить приёмник хоть с 3, хоть с 10 программами. При условии что станции проводного радиовещания будут что-то на этих фиксированных частотах вещать. Жаль что такого не сделали — не было столько станций. А когда они появились, проводное радио стало мало кому нужным…
ZLOIVOVAN
«УКВ (FM) в СССР за пределами двух столичных городов так и не развилось» — враки! В каждом областном центре в 70гг. вещало 2 или 3 радиостанции на УКВ (67 -73 мГц) 1программа, Маяк, 3 программа.
Maxim
Большое спасибо за Ваш отклик. В публикации имеется в виду, что сеть УКВ так и не была создана за пределами Москвы и Ленинграда для четвертой программы, хотя она задумывалась как союзная программа, которая вещала бы главным образом на УКВ. Да, УКВ имелось также, как Вы правильно указали, для 1-ой программы, Маяка, 3-й программы. Но имелось это УКВ только в крупных городах. Основным для советского внутреннего радио до самого его конца оставалось ДВ и СВ.
Артем
Валентина Пономарева, помимо исполнения цыганских песен, имела серьезный джазовый и авангардный бэкграунд, записывалась и выступала с Борисом Гребенщиковым и Сергеем Курехиным. Ансамбль «Яблоко» с вокалисткой Мариной Капуро был настоящим фолк-роком с виниловой пластинкой в анамнезе (причем единственной в СССР, записанной в квадро-звуке). На 1986 год такой состав участников программы был вполне себе прогрессивным