Американская газета «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) в своей недавней публикации (от 2 июня сего года) под заголовком «Последний рубеж Интернета: отдаленные племена Амазонки» рассказывает о том, как живущие в лесах Амазонии (Бразилия) племена, многие из которых лишь сравнительно недавно стали контактировать с внешним миром, подключаются к Интернету посредством спутникового сервиса Starlink от Space X, американской частной космической компании Илона Маска. И какие ощущения испытывают, занимаясь серфингом в Интернете. Журналисты газеты добрались до поселений амазонского племени марубо, которое опередило другие местные племена в овладении Интернетом. И далее изложение упомянутой публикации «Нью-Йорк таймс» в нашем переводе, с рядом сокращений (Иллюстрации подобраны нами из различных источников, включая цитируемую публикацию в «Нью-Йорк таймс»).
И далее цитируем:
«По мере того, как деревенское собрание продолжалось, и выступала женщина-вождь местной общины (кстати первая, в истории племени марубо женщина на таком посту), взгляды присутствующих обращались к экранам мобильных телефонов. Подростки листали Инстаграм (владелец социальных сетей Instagram и Facebook, компания Meta признана в РФ экстремистской организацией и запрещена, а Facebook и Instagram заблокированы Прим. Obob.tv), один мужчина писал своей девушке, а еще несколько мужчин сгрудились вокруг телефона, смотря футбольный матч. Практически где угодно подобная сцена с публикой, уткнувшейся в мобильники, была бы обыденной. Но это действо происходило в отдаленной деревне лесного племени в одном из самых изолированных уголков планеты. Деревни племени марубо (marubo).
Народ марубо издавна жил в общинных коллективных хижинах, разбросанных на сотни километров вдоль реки Итуи (Ituí), что в глубине тропических лесов Амазонии. Марубо говорят на своем собственном языке, пьют аяуаску (ayahuasca, напиток, который приготовляют в племени марубо из местных растений; напиток очищает организм от червей и прочих тропических паразитов, а также позволяет впасть в транс Прим. Obob.tv), чтобы в трансе поговорить с лесными духами, и ловят паукообразных обезьян (лат. название этих обезьян — atelidae Прим. Obob.tv), чтобы приготовить из них суп или же держать в качестве домашних питомцев.
Народ марубо сохранял такой образ жизни на протяжении сотен лет благодаря изоляции, и сейчас от цивилизации до ряда поселений марубо можно, если не пользоваться авиацией, добраться только за неделю. Но с сентября прошлого (2023) года у марубо появился высокоскоростной Интернет от спутникового сервиса Starlink от Space X, космической компании Илона Маска.
Племя марубо, насчитывающее 2000 человек, является одним из сотен по всей Бразилии, которые внезапно подключились к Starlink, сервису непосредственного спутникового Интернета Starlink от Space X. С момента своего появления в Бразилии в 2022 году сервис Starlink охватил самый большой тропический лес в мире (лес в дельте Амазонки Прим. Obob.tv), принеся Интернет в это, одно из последних офлайн-мест на Земле.
Команда редакции газеты «Нью-Йорк таймс» оправилась вглубь Амазонки, чтобы посетить деревни народа марубо и понять, что же происходит, когда крошечная, закрытая цивилизация внезапно открывается при помощи Интернета миру.
«Когда Интернет появился, все были счастливы. Но сейчас ситуация ухудшилась», — говорит 73-летняя Цайнама Марубо (Tsainama Marubo), сидя на земляном полу малоки (maloca) своей деревни, — общинного дома-хижины высотой в 15-ть метров, где марубо спят, готовят и едят все вместе. Интернет принес очевидные преимущества, такие как видеочаты с близкими, живущими далеко, и вызовы на помощь в чрезвычайных ситуациях.
Цайнама Марубо месит ягоды дженипапо (jenipapo), чтобы сделать черную краску для тела, и носит веревки украшений из раковин улиток. По словам Цайнамы Марубо, в последнее время молодежь племени стала меньше интересоваться изготовлением таких красок и украшений.
«Молодёжь стала ленивой из-за Интернета», — заявляет Цайнама Марубо. И продолжает: «Молодежь увлеклась изучением образа жизни белых людей».
Но затем Цайнама Марубо сделала паузу и добавила: «Но, пожалуйста, не забирайте наш Интернет».
Марубо борются с фундаментальной дилеммой пользования Интернетом: он стал необходим, но за него приходится платить свою цену (в случае марубо — в фигуральном смысле, т. к. за спутниковый Интернет для марубо платят благотворители из США. Подробнее об этом см. ниже Прим. Obob.tv).
Спустя всего девять месяцев пользования Интернета от Starlink, народность марубо уже сталкиваются с теми же проблемами, которые годами терзают и американские семьи: подростки, сидящие как приклеенные в своих телефонах; групповые чаты, полные сплетен; затягивающие социальные сети; подозрительные незнакомцы в Интернете; жестокие видеоигры; мошенничество; дезинформация; и несовершеннолетние, смотрящие порнографию.
Современное общество решало эти проблемы на протяжении десятилетий, и у него было на то время, пока Интернет продолжал свое неустанное шествие. Марубо же и другие коренные племена, которые на протяжении поколений сопротивлялись современности, теперь одномоментно сталкиваются с потенциалом и угрозой Интернета, при этом одновременно обсуждая, какое значение Интернет будет иметь для сохранения и развития их идентичности и культуры…
В настоящее время в бразильской Амазонии заключено 66000 активных контрактов на предоставление спутникового Интернета от Starlink, охватывающих 93 % из всех официальных общинных образований (муниципалитетов) региона. Это открыло новые возможности трудоустройства и образования для тех, кто живет в лесу. Но это также дало нелегальным лесозаготовителям и шахтокопателям Амазонии новый инструмент для общения и возможности уклонения от контроля властей.
В прошлом (2023) году Энок Марубо и одна бразильская активистка совместно записали 50-секундное видео с просьбой потенциальным благотворителям помочь племени марубо получить Интернет Starlink. На видео Энок Марубо предстал в общинном доме малоки, в традиционном уборе на голове.
Они отправили указанное видео… Несколько дней спустя они получили ответ от женщины из Оклахомы, в США. С этого и начался проект внедрения спутникового Интернета от Starlink в племени марубо…
Территория коренных народов долины Джавари (Javari) в Амазонии, где живет и племя марубо, — одно из самых изолированных мест на Земле. Это участок густого тропического леса размером с Португалию, без дорог и с лабиринтом водных путей. Девятнадцать из 26 племен долины Джавари живут в полной изоляции, это самая высокая концентрация в мире.
Марубо когда-то тоже когда-то вообще не контактировали с внешним миром, они бродили по лесу в течение сотен лет, пока в конце XIX века сюда не прибыли сборщики каучука. Прибытие сборщиков каучука привело к десятилетиям насилия и болезней, но также — и к появлению новых обычаев и технологий. Марубо начали носить одежду. Некоторые из них выучили португальский (гос. язык Бразилии). Марубо также заменили свои луки на огнестрельное оружие, чтобы успешней охотиться на кабанов, как позднее заменили свои мачете на бензопилы, чтобы расчищать участки для выращивания клубней маниоки.
Одна семья из племени марубо особенно приветствовала внедрение новых технологий в жизнь племени. В 1960-х годах представитель этой семьи — Себастьян Марубо (Sebastião Marubo) стал одним из первых марубо, который отправился жить за пределы леса. Вернувшись, он принес с собой в племя еще одну новую технологию — лодочный мотор. Появление у марубо лодочных моторов сократило поездки от их поселений во внешний мир с недель до дней.
Сын Себастьяна Марубо Энок, о котором уже говорилось выше, принадлежит к следующему поколению вождей племени марубо, — поколению, стремящемуся вести своё племя в будущее. Энок разделил свою жизнь между лесом и городом, одно время работая графическим дизайнером в компании Coca-Cola. Поэтому, когда вожди марубо заинтересовались подключением к Интернету, они обратились именно к Эноку Марубо, и спросили, как это сделать.
Энок нашел ответ на этот вопрос, когда владелец SpaceX Илон Маск приехал в Бразилию. Тогда, в 2022 году, Илон Маск и Жаир Болсонару, тогдашний президент Бразилии, перед экраном с надписью «Connecting the Amazon» («Соединяя Амазонию»), объявили о приходе Starlink в Бразилию.
Затем, в начале прошлого (2023) года, Флора Дутра (Flora Dutra) увидела выступление одной американки из США на космической конференции. Флора Дутра нашла страницу этой женщины в Facebook и увидела, как та позирует возле штаб-квартиры SpaceX. «Я почувствовала, что это эта женщина станет той, кто нам поможет с Интернетом от Starlink», — вспоминает Флора Дутра…
Упомянутой американкой была консультант по космосу, предпринимательница Эллисон Рено (Allyson Reneau). Она никогда не бывала до того в Бразилии, но посчитала, что инвестиция по приобретению комплектов спутникового Интернета Starlink является жизненно важной для племени марубо. Всего Энок просил, чтобы изменить жизнь своего племени, 20 антенн и комплектов Starlink, стоимостью примерно 15000 долларов США…
И Эллисон Рено закупила для марубо 20 комплектов Starlink на собственные деньги и пожертвования своих 11-ти взрослых детей….
Комплекты Starlink прибыли в поселения марубо на спинах мужчин-носильщиков, которые прошли по лесу многие мили, босиком или в шлепанцах, неся с собой по две антенны. С ними шли Энок, Флора Дутра, Эллисон Рено.
В деревнях антенны прибивали к верхушкам столбов и подключали к солнечным батареям. Затем антенны начали подключать спутники Starlink к телефонам жителей (У некоторых марубо уже были телефоны, часто покупаемые на государственные пособия по социальному обеспечению, чтобы фотографировать и общаться, когда некоторые марубо бывали в городе).
«Это настолько изменило распорядок дня, что стало пагубным», — признается Энок. И добавляет: «А ведь в деревне, если ты не охотишься, не ловишь рыбу и не выращиваешь растения, то после у тебя не будет еды».
Оценив ситуацию, племенные вожди марубо поняли, что им нужно ввести ограничения по времени на пользование Интернетом в племени. Были введены ограничения: Интернет включается всего на два часа утром, на пять часов вечером и на весь день в воскресенье.
В эти окна по времени, когда работает Интернет, многие марубо рассаживаются по деревне или укладываются в гамаки, чтобы начать серфить в Интернете посредством своих мобильных телефонов. Члены племени марубо теперь проводят много времени в WhatsApp. Там вожди племени координируют действия общин различных деревень и запрашивают помощь у властей при возникновении проблем со здоровьем у тех или иных людей марубо, или при проблемах с браконьерами в в лесу. Учителя, работающие общинах марубо, делятся в Интернете уроками со своими учениками из разных деревень. И каждый в племени марубо теперь находится в гораздо более тесном контакте с находящимися в других местах родственниками и друзьями.
Интернет дал возможность связываться с властями мгновенно. «Это уже спасало жизни», — говорит Энок…
В апреле 2024 года, через семь месяцев после начала работы Интернета от Starlink в их племени, более 200 членов племени марубо сошлись в одной деревне на собрание, посвященное обсуждению того, как появление Интернета повлияло на жизнь в общине.
Энок принес проектор, чтобы показать видео о том, как доставляли комплект Starlink в деревни. Когда начались дебаты, некоторые решили высказаться. Но прежде они попросили на время встречи отключить Интернет. «Я не хочу, чтобы люди писали в группах, вырвав мои слова из контекста» — сказал один.
При этом во время собрания подростки продолжали листать ленту с видеороликами в Квай (Kwai), социальной сети, принадлежащую китайцам. Молодые мальчики смотрели видео с бразильской звездой футбола Неймаром-младшим. А две 15-летние девочки рассказали, что недавно общались с незнакомцами в Инстаграме. Одна из девочек сказала, что теперь мечтает путешествовать по миру, а другая заявила, что хочет стать дантистом в Сан-Паулу.
«Некоторые молодые люди поддерживают наши традиции», — говорит сорокадвухлетняя ТамаСай Марубо (TamaSay Marubo), первая женщина-вождь в племени марубо.
И продолжает:
«Но другие просто хотят провести весь день за телефонами».
Кайпа Марубо (Kâipa Marubo), отец троих детей, в свою очередь говорит, что он рад, что Интернет помогает его детям получить образование. Но его также беспокоят видеоигры-стрелялки, в которые играют его два сына. «Я беспокоюсь, что они вдруг захотят подражать персонажам таких игр», — уточняет Кайпа Марубо.
И отмечает, что он пытался удалить игры с телефона сыновей, но предполагает, что у его сыновей есть и другие аналогичные, но скрытые приложения.
Альфредо Марубо (Alfredo Marubo), лидер ассоциации деревень Марубо, стал самым ярым критиком Интернета в племени. Он напоминает, что марубо передают свою историю и культуру устно, и он опасается, что знания будут потеряны, если в племени не будет офлайн-общения. «Все сейчас стали настолько погружены в Интернет, что иногда даже не разговаривают со своей семьей», — говорит Альфредо Марубо.
Но больше всего его беспокоит распространение порнографии.
Альфредо Марубо заявляет, что молодые люди в племени марубо теперь делятся откровенными видео в групповых чатах, что является настоящим потрясением основ культурной традиции марубо, которая не одобряет даже и поцелуи на публике. «Мы обеспокоены тем, что молодые люди захотят попробовать такое», — говорит Альфредо Марубо, имея ввиду видео секса, которые молодые марубо теперь смотрят в Интернете.
Альфредо Марубо при этом отмечает, что некоторые вожди племени уже рассказывали ему, что с недавних пор наблюдают более раскрепощенное сексуальное поведение молодых людей марубо.
Флора Дутра, свою очередь, говорит, что коренные народы хотят и заслуживают установления новых более прочных контактов с внешним миром. По ее словам, вышеупомянутая критика введения Интернета в коренных племенах Амазонии является частью давней традиции, когда посторонние люди рассказывают коренным народам, как им жить. «Это называется этноцентризмом — белые люди думают, что знают, что лучше», — заявляет Флора Дутра.
Энок и Флора Дутра сообщили, что планируют в племени марубо провести и обучающий курс о возможных угрозах пользования Интернетом. Но пока ни один из опрошенных марубо не сказал, что с ним проводили такое обучение.
В апреле 2024 года Эллисон Рено снова вернулась в амазонский лес. По просьбе Энока она купила еще четыре антенны и комплекта спутникового Интернета от Starlink. Они вместе направились в поселения корубо, — племени численностью менее 150 человек, с которым люди из внешнего мира впервые контактировали только в 1996 году, и некоторые члены которого до сих пор находятся в полной изоляции от внешнего мира.
Сидя на бревне и поедая сушеную говядину и вареную маниоку, сервированные на земляном полу общинного дома малоки, Эллисон Рено сказала, что понимает, что Интернет — это «палка о двух концах». Поэтому, по её словам, когда она публикует в Facebook информацию о внедрении Интернета в племени марубо она всегда подчеркивает, что об этом просили вожди племени.
«Я не хочу, чтобы люди марубо думали, что я привношу сюда Интернет, чтобы навязать им его», — говорит Эллисон Рено. Она добавила, что надеется, что в племени марубо смогут «сохранить чистоту их невероятной культуры, потому что, как только она исчезнет, всё исчезнет».
Позже за тем же ужином отец Эноке, Себастьян, сказал, что путь племени марубо к Интернету был предсказан в далеком прошлом. Ещ десятилетия назад некий самый уважаемый шаман племени марубо говорил, что необходимо портативное устройство, которое могло бы соединять племя со всем миром. «Это будет на благо людей. Но, в конце концов вместо блага может быть война», говорит Себастьян.
Сын Себастьяна Энок сидел на бревне напротив отца и слушал.
Затем Энок сказал:
Я думаю, что Интернет принесет нам гораздо больше пользы, чем вреда. По крайней мере, на данный момент. И как бы то ни было, возвращение в прошлое больше не вариант. Наши вожди говорили ясно: мы не можем жить без Интернета».
Писала газета «Нью-Йорк таймс».
Дмитрий
(ayahuasca, напиток, который приготовляют в племени марубо из местных растений).