Такой вывод можно сделать после прочтения материала, опубликованного на популярном польском сайте satkurier.pl. Его автор рассказывает о том, как музыкальный телеканал Muzo.tv был вынужден обратиться к местному регулятору с тем, чтобы переименоваться в Polsat Music и затем сменить программную концепцию, отказавшись от показа клипов рок-музыки. После планируемых изменений канал станет очередным вещателем видеоклипов в стиле «поп». Почему это случилось? Неужели телеканалы с рок-музыкой так непопулярны на медиарынке?
На самом деле причина не в том, насколько востребована у телезрителей рок-музыка или музыка в стиле dance. Причина кроется в том, как предполагает автор статьи, что телезрители молодого поколения попросту перестали смотреть телевизор и давно уже потребляют музыкальные клипы из интернета. Почему это происходит, нам кажется, объяснять не приходится — через мировую сеть можно смотреть музыку когда хочется и сколько хочется и не ждать когда в эфире покажут твой любимый хит, и (к сожалению) классические линейные телеканалы такой возможности предоставить не могут.
Рыночная доля музыкальных польских телеканалов ничтожна мала на местном медиарынке. Похвастаться относительной популярностью могут только телеканалы, транслирующие музыку в стиле disco polo, который является популярным в Польше. В частности, самым востребованным у зрителей считается канал Polo TV (0,72%). Доля других вещателей гораздо меньше: второе место у 4fun.tv (0,17 процента), третье у Disco Polo (0,12 процента). Следующие места занимают Stars.tv (0,09 процента)., 4Fun Dance (0,08 процента)., TO! TV (0,06 процента)., Viva Polska (0,06 процента)., TV Power (0,05 процентов.), Eska TV (0,05 процента), Kino Polska Muzyka (0,05 процента)., 4Fun Gold Hits (0,04 процента)., Vox Music TV (0,04 процента)., VH1 ( 0,02 процента) Muzo.tv (0,01 процента) Hip Hop TV (0,01 процента) Nuta.tv и (0,01 процента).
Как мы видим из вышеприведённой статистики, доля некоторых телеканалов находится в пределах статистической погрешности. Возможно можно сказать, что они транслируются практически «вхолостую» и их почти никто не смотрит. Таким образом, доходы таких телеканалов от рекламы также малы и они не могут покрыть расходы на трансляцию. Что рано или поздно приводит либо к закрытию каналов, либо к переформатированию, что и произошло в случае с Muzo.tv. Это означает, что концепция свободного вещания (т.н. рекламная модель) для музыкальных польских телеканалов себя не оправдала. Но и транслироваться посредством платной модели у них уже не получается, т.к. конкуренция на рынке вряд ли позволит это сделать.
…Музыкальное телевидение переживает кризис не только в Польше. В той же Германии за последние несколько лет были закрыты или переформатированы несколько популярных некогда муз. телестанций — MTV 2 Pop, Viva Plus, Viva TV… Последний канал из этого перечисления ещё существует, но значительную часть эфирного времени отдаёт каналу Comedy Central Deutschland с которым он вещает на одной частоте. Из каналов, которые не принадлежат Viacom, продолжает трансляции разве что Deluxe Music. До этого были закрыты такие интересные музыкальные телепроекты как Deluxe Lounge и iMusic TV.
Что же касается России, то здесь музыкальные вещатели не пошли по польскому пути и подавляющая часть музыкальных каналов идёт в платных цифровых пакетах. Те же вещатели, которые транслировались открыто, с рынка давно уже ушли. Пожалуй, единственным музыкальным телеканалом, который делает ставку на открытый эфир — это федеральный «Муз ТВ», но он является убыточным. Есть ещё (пока) бесплатный для зрителей канал «ТНТ Music», но его дальнейшая судьба также вызывает вопросы.
Возвращаясь к материалу из Польши, отметим что автор в нём заявляет, что со временем в этой стране останутся только телеканалы, транслирующие музыку в стиле disco polo.
А мы, в связи с этим, выразим такое мнение, что на российском телерынке каналам, транслирующим шансон, тоже ничего не угрожает. По крайней мере, до тех пор пока нынешнее молодое поколение зрителей, повзрослев, окончательно не «убьёт» линейное телевидение.
Сергей
А как хорошо бы было — не ТНТ Music, а ТНТ Comedy продолжил бы вещать (пусть и не на своей частоте, а бывшего A-One), а ТНТ4 продолжал бы развиваться по той же концепции, по которой и запускался — и не отпугнули бы зрителей ТНТ4, которых привлекли «архивным контентом», и в своей юмористической нише был бы канал. Нет, надо было полезть вообще не в свою нишу. Я на ТНТ Music смотрел только пару фильмов из «киномеханики». Вот где они хоть что-то смыслят…
Забавно, что с сайта ТНТ спокойно есть ссылка на ТНТ4, а на ТНТ Music нет. Как будто стыдятся собственного «проекта», и не хотят его пиарить. Его даже в ГПМ РТВ не включили. Собственно, всё отношение к этому проекту.
Vadim
На YouTube неудобно смотреть клипы. Надо всё время выбирать (принимать решения), что ты хочешь послушать далее. А плейлисты все фиксированные и это рано или поздно приедается. Я уже не говорю про качество залитых роликов.
Также там есть не все клипы, а только те, которые «кто-то» соизволил залить туда. И если этот «кто-то» правами не обладает, этот ролик рано или поздно удалят оттуда.
Ну и за компом всё-таки неудобно смотреть телетрансляции (клипы). А на телевизоре неудобно работать с YouTube (никого не знаю, кто бы им регулярно пользовался на ТВ).
ИМХО.
Сергей
Ну, раньше было куда неудобней — соединять телевизор с компьютером, чтобы делать второй экран… Сейчас плагины для смарт ТВ и технологии Miracast делают более удобным связь с ТВ.