В последнее время появлялись сообщения о том, что на Украине власти могут начать глушить спутниковый сигнал над своей территорией российских телеканалов, признанных решением местного суда подрывными. Конечно же, до этого дело не дойдет, т.к. в открытом виде в Европе российские телеканалы транслируются только с крупнейших международных спутников либо принадлежащих Eutelsat, либо Astra – и глушение каких-либо каналов с данных спутниковых группировок будет означать международный скандал, а российские спутники серии Express и «Ямал», где также теоретически можно смотреть некодированное росс. ТВ, в Украине непопулярны. Ситуация со спутниковым глушением для потенциальной страны-глушителя также чревата тем, что технологически возможно глушить не канал, но частоту, на которой может транслироваться множество разных телеканалов – которые к заглушаемому каналу (каналам) никакого отношения часто не имеют. Так что со стороны Украины в этом вопросе все, вероятно, ограничится эмоциональными заявлениями некоторых чиновников (как это и было до сих пор, среди прочего см. упоминание об этом здесь), тем более что Верховная Рада Украины на днях указала Национальному совету по телерадиовещанию этой страны, что тот не вправе произвольно принимать решения об отключении телеканалов по критерию их враждебности. Тем не менее, рассмотрим далее тему истории спутникового глушения подробнее.
Вообще, в период цифрового спутникового вещания в Европе (не берем здесь другие континенты, а именно Африку, где за этим занятием замечена Эфиопия) на глушение решались только две страны: Исламская Республика Иран (ИРИ) и Казахстан. И это происходило примерно в одно время – ок. 2009 года. Иран пытался заглушить с Eutelsat Hotbird персидскоязычное телевещание «Голоса Америки» и Британской вещательной корпорации, а Казахстан создавал помехи телеканалу оппозиционному телеканалу «К-плюс», вещавшему из-за границы, и на котором передавались интервью опального зятя Назарбаева – Рахата Алиева. Но если с глушением «К-плюс» сложилась непонятная ситуация – канал глушился на российском спутнике «Ямал» и при этом не глушился на Hotbird, и это закончилось через считанные дни (а затем «К-плюс» как-то очень быстро покинул газпромовский спутник, остававшись до своего закрытия в 2013 г. только на Hotbird), то иранское глушение было длительным и получило широчайшую огласку. Добавим, что иногда глушение Ирана распространялось и на несколько других спутников Eutelsat и на арабские спутники – в последнем случае у Ирана были свои счеты к ряду местных каналов.
И что же теперь? Как урок для всех потенциальных заглушителей: похоже, что теперь Иран горько пожалел о своем глушении каналов с сателлитов. За спутниковый терроризм этой страны иранские телеканалы были решениями европейских и арабских коллективных органов отключены от всех европейских и большей части арабских спутников, и таким образом эта страна, ведущая огромное международное спутниковое теле и радиовещание на множестве языков, лишилась своей аудитории за границей. На самом деле, после отключения иранское вещание на всей Евразии вообще некоторый период практически оставалось на одном спутнике – Badr (с этого совместного с арабами спутника Иран не могли отключить, т.к. ИРИ принимало участие в софинансировании проекта этого сателлита) – работая для внутренней аудитории. Чуть позднее Иран из-за вредности арендовал емкости на нескольких российских спутниках из серии Express, которые никто непосредственно в домохозяйствах не принимает ни в мире, ни в России, ни в Иране. А ИРИ позарез требовалось именно трансляция со спутников непосредственного вещания. Сейчас Иран униженно пытается вернуться на европейские спутники – так на Hotbird он ведет техническое вещание (без звука), и очень надеется на прощение. Но пока безуспешно.
И далее несколько фрагментов моих заметок от 2009 и 2012 гг., посвященных теме истории спутникового глушения:
«К тому, что обычные радиопрограммы на коротких волнах, направленные на Китай, Кубу и некоторые другие страны, до сих пор подвергаются глушению (по-английски — jamming) со стороны этих государств, международные вещатели давно привыкли. Также они все еще прекрасно помнят, что какую гигантскую «работу» по радиоподавлению идеологического противника проводил СССР. Но это были игры с технологиями прошлого века.
Теперь некоторые страны в мире борются уже со спутниковым вещанием. Фундамент этой борьбы закладывался довольно давно. Как сообщала в 1988 году в специальной программе о спутниковом вещании британская Би-би-си, еще на заре непосредственного спутникового теле- и радиовещания, в конце 1970-х, Советский Союз неофициально обещал Западу глушить и даже сбивать спутники, если с них начнутся теле — и радиопрограммы на языках СССР. Но советская держава не стала пионером спутниковых медийных войн. СССР просто не дожил до наступления эры непосредственного спутникового вещания.
Уже и раньше некоторые страны региона, где особенно развито непосредственное спутниковое вещание, ввиду распространенности одних и тех же языков среди соседних стран и слабости и подцензурности национальных систем телерадиовещания — а именно региона Ближнего и Среднего Востока вели борьбу со спутниковыми трансляциями.
Некоторые арабские страны, вроде Ирака при Саддаме, запрещали населению иметь спутниковые антенны-«тарелки», а Турция пыталась в эпоху аналогового спутникового телерадиовещания создавать помехи курдским телеканалам. Как сообщалось, эпизодические и довольно слабые помехи создавались спутниковому телевидению «Манар», принадлежащему ливанской радикальной группировке «Хезболла». Похоже, что со стороны Израиля.
Техническая схема глушения Кубой телеканала из США, который вещал в направлении Ирана. С сайта Британской вещательной корпорации.
Также появлялись сообщения о том, что в 2003 году Куба пыталась помогать Ирану глушить спутниковый сигнал для Ирана одной оппозиционной иранской фарсиязычной телекомпании, базирующейся в США. Для блокирования луча сигнала, поднимаемого с территории США на висящий над Атлантикой спутник, с которого шли трансляции на Иран, Куба якобы использовала оборудование, расположенное неподалеку от Гаваны, которое направляло особый «антилуч». Но после протеста со стороны США перестала делать это, но так и не признала факта глушения. (При этом Куба глушит уже почти 20 лет программы государственной американской телестанции «ТВ Марти» на испанском. Но здесь борьба шла не против спутникового, а против обычного аналогового сигнала из Флориды).
(Упомянем в скобках, что в ряде стран население до сих пор сталкивается с запретом на обладание индивидуальными спутниковыми тарелками — Куба, Северная Корея. Официально разрешены спутниковые тарелки только для иностранцев и организаций в КНР (хотя нелегально китайские граждане ставят такие антенны). Под предлогом того, что спутниковые тарелки портят внешний вид зданий, их пытались начать демонтировать в Туркменистане времен Ниязова и в Минске, когда несколько лет назад начал вещать польский телеканал на белорусском языке «Белсат» («Belsat»).
Но, то что делал в июне 2009 года Иран — это не косвенные запреты и угрозы. Это было широкомасштабное глушение. Глушение спутниковых программ в иранском исполнении для телезрителя выглядит совсем не как глушение на коротких волнах. Оно бесшумно. Просто неожиданно резко начинает падать сигнал транспондера с которого идет заглушаемое вещание. В данном случае — BBC Persian television. Я лично наблюдал эту процедуру глушения спутникового сигнала днем 19 июня 2009 года на транспондере GlobeCast на частоте 11117 MHz, вертикальная поляризация; скорость потока 27500; коррекция ошибок3/4. Глушению подвергался спутник Hotbird (13 градусов на восток) — основной для вещания BBC Persian television. Я находился в Подмосковье — в зоне уверенного приема при солнечной с переменной облачностью погоде. Диаметр антенны-«тарелки» — 90 см. Оптимально для Hotbird в этой части света. Отмечу, что сигнал этого транспондера всегда, как и почти все другое вещание с Hotbird, был в европейской части России очень мощный. На этом же транспондере вещали два русскоязычных телеканала для России, Европы и русской общины в Германии — R1 и R1плюс.
Особенностью спутникового глушения является, то, что глушится не телеканал, а весь транспондер, и сигнал теряется и для других каналов в этом пакете. Из-за глушения персидского телеканала Би-би-си со стороны Ирана не работали и упомянутые выше каналы R1 и R1плюс, и все остальные размещенные на транспондере:
1.Кодированные каналы Би-би-си для Польши: BBC Entertainment Polska, BBC Knowledge Polska, BBC Lifestyle Polska CBeebies Polska;
2. Открытые каналы: частный канал на фарси Channel 6 , а также радиослужба Би-би-си на фарси.
Забавными в выявлении тогдашнего иранского глушения от 19 июня 2009 г. были для меня несколько моментов.
Во-первых, иранцы никак не могли скрыть своего глушения, списав его на природные условия, из-за особенностей расписания персидской службы Би-би-си. Персидская служба Британской вещательной корпорации ведет персидские программы не круглосуточно, а только вечером. (позднее стало известно об увеличении продолжительности трансляций и появилась дневная программа). Было очень забавно наблюдать мощнейший сигнал во все время многочасовых перерывов трансляции — когда на экране просто крутится глобус и играет музыка. Но, как только начиналась передача — неожиданно при солнечной и ясной погоде происходило резкое падение сигнала, и картинка начинала рассыпаться, что продолжалось подряд несколько часов до окончания программы. Потом у персидской телеслужбы Би-би-си наступал перерыв, вновь начинал крутиться глобус заставки, сигнал сразу снова становился мощным, и картинка восстанавливалась.
Вторым забавным моментом являлось то, что глушение программы продолжалось даже когда персидская телеслужба Би-би-си транслировала длинную речь иранского лидера Хаменеи о положении в Иране…
Третьим забавным моментом является то, что спутник Hotbird —всегда был одним из основных также для иранского национального вещателя — Islamic Republic of Iran Broadcasting.
Несколько слов о IRIB — вещательной компании Исламской Республики Иран. Эта кампания сама ведет очень активное спутниковое и коротковолновое вещание. Для заграницы транслируются телеканалы IRIB-1 и IRIB-2 в международной версии Jame-Jam с персидскими (фарси) и англоязычными программами, круглосуточный англоязычный телеканал Press Tv, круглосуточные арабоязычные телеканалы Alalam News Channel и Alkawthar TV, канал новостей на персидском (фарси) IRINN, религиозный канал на фарси IRIB Quran, международный канал Sahar с программами на английском, французском, боснийском, азербайджанском, хинди, На этом же канале Sahar выходили несколько лет назад и получасовые ежедневные русские программы (потом они были прекращены) с новостями, обзорами газет и комментариями Их вели закутанные в хиджаб женщины-дикторы из русской редакции радио «Голос Исламской Республики Иран». Иран и на Hotbird, и на многих других спутниках (наряду с коротковолновым и интернет-вещанием) ведет обширное радиовещание на 27 языках. Вот некоторые из них: английский, французский, русский, грузинский, армянский, азербайджанский, казахский, таджикский итальянский, китайский, суахили, албанский, боснийский, немецкий, испанский, японский. Русские часовые радиопрограммы выходят несколько раз в день.
По случаю начала иранского глушения пресс-офис Всемирной службы Би-би-си (BBC World Service Press Office) в июне 2009 года даже выпускал специальный релиз. Вот что в нем говорилось:
«Би-би-си увеличивает количество спутников для трансляций BBC Persian television — своей персидской службы телевидения на языке фарси для аудитории в Иране, Афганистане и Таджикистане. Это происходит из-за стойких помех сигналу международного телерадиосервиса Би-би-си (BBC) на различных языках на спутнике Hotbird 6, а также помех сервисам от других вещателей.
Отныне персидская телеслужба BBC будет дополнительно размещена на спутнике Eutelsat W2M. Вещание будет продолжаться на спутнике Telstar 12. Би-би-си на персидском, как ожидается, также будет размещена на Nilesat в ближайшее время.
Начиная с пятницы 12 июня, персидская служба Би-би-си, другие вещательные сервисы Би-би-си, а также сервисы других вещателей на Hotbird 6 были объектом преднамеренных помех. Телевидение Би-би-си на арабском языке и ее другие языковые службы также испытывают проблемы, в том числе потерю сигнала трансляции в различных пунктах. Спутниковый оператор отследил вмешательство, и подтвердил, что оно исходит от Ирана.
BBC Persian television увеличило время своего вещания. Добавлены пять часов во время, когда люди в Иране завтракают и обедают, в дополнение к обычным вечерним программам. Радиопередачи на персидском языке были также продлены.
Директор Всемирной службы Би-би-си Peter Horrocks сказал: «Это важный момент для Ирана, и многие иранцы обращаются к Би-би-си за беспристрастными и независимыми новостями и информацией в ходе этого кризиса. Мы надеемся, что, добавив новые возможности для доступа к BBC Persian television для говорящей на фарси аудитории, мы сможем удовлетворить ее желание получать высококачественные новости, анализ и дискуссии. Мы также надеемся, что дополнительные частоты уменьшат воздействие на другие вещательные компании, которые пострадали в результате вмешательства».
Как бы то ни было, Иран особенного горько пожалел о своих попытках глушения, ввиду того что его вещательная система была к этому не готова. Я писал в июне 2012 года на эту тему для РБК следующее:
«Иран, как и многие страны мира, включая европейские, до настоящего времени не располагает собственной платформой спутникового вещания, зато активно пользуется арендованными. В иранском случае парадоксально, что весь огромный пропагандистский телерадиовещательный аппарат Исламской Республики, причем как для внутреннего, так и для внешнего вещания, располагается на сателлитах злейших врагов тегеранского правительства. Это либо арабские спутники серии Badr, принадлежащие подконтрольной Саудовской Аравии Arab Satellite Communications Organization (Arabsat), либо спутники серии Eutelsat, принадлежащие французам.
С Саудовской Аравией у Ирана очень плохие отношения из-за того, что Тегеран обвиняет саудитов в монополизации ислама и святых мест в Мекке и Медине, а также в нарушении прав саудовских шиитов. Европа же вводит в отношении Ирана санкции за его ядерную программу и критикует за нарушения прав человека внутри страны. Несколько лучше у иранцев отношения с египтянами, чей Nilesat Иран также использует для трансляций своих программ…
Уже подписанный контракт с Россией на строительство национального иранского вещательного спутника «Зохра» («Венера) был отменен в 2009 г. по инициативе российской стороны. Россия не захотела рисковать развитием своего спутникового рынка и доходами от международного сотрудничества в этой сфере перед лицом возможных международных санкций. Российские компании, занятые строительством вещательных спутников, в настоящее время слишком зависят от технологий Запада, поскольку, работая на оборонную отрасль в 1980-х годах, они пропустили эру начала непосредственного спутникового вещания. В итоге до сих пор DHT-операторы России, в основном, работают с зарубежных спутников.
Отметим, что Иран после революции 1979 г. и до настоящего времени почти всегда находится под каким-либо санкциями. И эти санкции часто, что бы ни говорили их критики, выглядят довольно обоснованными. Поскольку осуществить запуск спутника без международной помощи очень сложно, в 2010 г. Иран объявил, что сделает это своими силами, но после 2014 г.», — писал я в 2012 году.
Так есть ли еще желающие на организацию спутникового глушения в 2014 году, и есть ли в связи с этим новые любители попасть под санкции? По самой последней информации, сегодня в мире только власти Эфиопии иногда (и довольно неэффективно) пытаются заниматься спутниковым глушением, а именно глушить спутниковые передачи эфиопской оппозиции из-за границы, причем это делают они с помощью оборудования и технологии, поставленной коммунистическим Китаем. Но ведь Эфиопии почти нечего терять, в том числе на спутниковом фронте, не правда ли?
Максим Истомин
Добавить комментарий