С прекращением на днях партнерства «Роскосмоса» и британского проекта спутникового Интернета OneWeb, Россия выпала из глобального рынка коммерческих космических пусковых услуг. При том, что вокруг объявления о прекращении сотрудничества с OneWeb главой «Роскосмоса» Рогозиным было разыграно почти театральное действо.
Итак, 2 марта глава «Роскосмоса» Рогозин, уже предчувствуя, видимо, что OneWeb, вслед за множеством западных компаний, замораживающих сотрудничество с Россией из-за украинских событий, объявит о простановке сотрудничества, с большой патетикой объявил, что если до 21 часа 30 минут 4 марта из состава акционеров OneWeb не выйдет британское правительство, а сам OneWeb не заявит, что никогда-никогда в будущем не будет использоваться «в военных целях», то «Роскосмос» откажется выводить на орбиту с космодрома Байконур очередную партию спутников OneWeb (запуск был намечен на 5 марта), и в дальнейшем прекратит с OneWeb сотрудничество. При этом, надо отметить, что вообще-то именно представители «Роскосмоса» долго и упорно боролись за то, чтобы получить контракт от OneWeb на использование в данном проекте российского космодрома и российской ракеты. В то время, как российское ФСБ было против такого сотрудничества, считая, что глобальный «Интернет с неба без проводов» — изначально вредная идея, т.к. его сложно заблокировать, и Россия не должна способствовать такому проекту. Но, в итоге, ФСБ уговорили (мол, «Роскосмос» должен же зарабатывать уже сейчас, а когда там OneWeb ещё начнет действительно эксплуатировать свои спутники в глобальном масштабе – большой вопрос), и оно дало разрешение на партнерство с «Роскосмоса» с OneWeb.
И вот, З марта OneWeb заявил о прекращении сотрудничества с «Роскосмосом», не прислушавшись к патетике Рогозина. В результате, как считается, Россия потеряла свой последний крупный контракт по коммерческим космическим пусковым запускам. Теперь на этом поприще «Роскосмос», будет перебиваться, если можно так сказать, случайными заработками, — контрактами со странами, которые не присоединяться к новой глобальной системе санкций против России. Если таковые страны и контракты будут.
Но уже и до последних событий и начиная с, примерно, 2014 года, Россия всё больше выпадала из глобального рынка коммерческих космических пусковых услуг. Вот что по этому поводу говорилось, в частности, в статье от 9 марта 2022 г. российского Интернет-издания comnews.ru (публикации за подписью главного редактора издания). Издание также называет контракт с OneWeb единственным достойным международным пусковым контрактом, остававшимся у России:
«Еще в 1990-2000-х годах РФ являлась заметным игроком на глобальном рынке космических пусковых услуг. Такие ракеты-носители, как «Протон», «Союз», «Рокот», а также российско-украинские «Днепр» и «Зенит» выводили на орбиту огромное количество зарубежных спутников. Все эти ракеты разработаны еще в XX веке, но задела советской космической науки хватило надолго. Однако постепенно старый запас «Рокотов» и «Днепров» иссяк, «Зенит» загубили расстроившиеся после 2014 года отношения России и Украины, а пуски «Протона» стали слишком часто заканчиваться аварией (к тому же его топливо — ядовитый гептил едва ли укладывается в актуальную ESG-повестку). До последнего момента у России оставался единственный достойный международный пусковой контракт по ракетам «Союз» — с британским спутниковым оператором OneWeb, стоимостью свыше $1 млрд (де-юре заказчиком «Союзов» выступала французская фирма Arianespace). Но 3 марта совет директоров OneWeb проголосовал за приостановку всех запусков с Байконура. Эта формулировка теоретически не исключает пуска ракеты «Союз» с космодрома Куру, который принадлежит Arianespace, но велика вероятность полного развала этого партнерства: «Роскосмос» публично высказывает сомнения в отсутствии у низкоорбитальной группировки OneWeb военных задач. К слову, OneWeb оказался дальновидным: еще в октябре 2021 года этот оператор договорился с индийской фирмой NewSpace India Ltd. о возможности использования ее ракет-носителей PSLV и GSLV-MkIII с 2022 года».
Добавить комментарий