История

Необходимое послесловие, или штрихи к портрету создателя «НТВ-Плюс»

В нашей рубрике "Сто Историй" мы рассказали о первом российском спутниковом телеканале "ВРК", который осуществлял вещание на Европу со спутника "Hot Bird" во второй половине 90-х годов прошлого века.

Вернуться к этой теме заставила публикация во втором номере журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание", которая показывает историю с этим ушедшим спутниковым проектом с неожиданной стороны. Автор публикации, Игорь Елеференко сейчас является заместителем генерального директора телеканала "Звезда". В указанном выше печатном издании он опубликовал воспоминания из своей рабочей практики. В свете последних событий, как политических так и в медиапространстве, эта публикация, возможно, многим нашим читателям может показаться полезной для полноценного восприятия происходящих процессов.

 

Мы не будем цитировать здесь весь текст статьи господина Елеференко, но выложим наиболее важный отрывок из него, которые касается вещания "Всемирного Русского Канала" и судьбе этого проекта.

"…Решил освежить некоторые цифры по еще одному сыгравшему немалую роль в моей телевизионной биографии проекту – “Русскому каналу – всемирному русскому телевидению”. Включил поисковик, а там почти пустота. Лишь несколько злобно-негативных упоминаний. А ведь в свое время вышло немало объективных, даже хвалебных статей. Видно, кому-то было очень нужно, чтобы память о первой реальной попытке полноценного телевещания на Европу была стерта полностью.

****

Итак, РК-ВРТ – первый российский телевизионный проект, направленный на Западную Европу. На РК-ВРТ пришли и другие знаковые фигуры тогдашнего телемира. Среди них теледива 90-х Нелли Петкова, один из лучших сегодня православных кинорежиссеров Алексей Пищулин и др.

Следует также отметить, что РК-ВРТ был не каким-нибудь “мыльным пузырем”, существовавшим в мечтах создателей и на бумаге, как многие телевизионные проекты того времени. Несколько лет функционировал нормальный дециметровый канал, сразу же поднятый на отечественный спутник системы “Горизонт”! На первом этапе его, правда, можно было смотреть, только имея “тарелку”, но сразу же, до построения собственной сети вещания, начались активные переговоры с местными кабельными операторами о вхождении в их пакеты. Программа передач РК-ВРК публиковалась в печати наравне с крупными каналами. В его штате работало более сотни журналистов, операторов, технических работников. При этом он не был “кинобудкой”, крутившей старые ленты. Существовало собственное производство. Профессиональная команда ежедневно готовила новостные выпуски. Техническая составляющая не уступала творческой. Были на конкурсной основе получены лицензии на вещания более чем в 30 городах, включая Москву, Санкт-Петербург и города-миллионники. Был составлен вполне реалистичный план закупок и установки передатчиков последнего поколения (вообще все оборудование приобреталось “с иголочки”, лучших марок и моделей). На эти цели выделялось значительное финансирование. Начались их поставки. Специалисты по монтажу постоянно находились в разъездах. Подбирали места для установки передатчиков. Излазили вдоль и поперек телецентры и вышки в регионах. Канал разместился в здании прямо напротив Останкинской телебашни. Пошло обустройство помещения, включая создание ньюс-рума и собственных студий для записи ток-шоу и публицистических программ. Все делалось высокопрофессионально, с умом и на перспективу. И, что очень важно, с энтузиазмом людей, понимавших, что они взялись за непростое, но очень важное для страны государственное (!) дело.

Канал изначально создавался как частный. Им владела группа компаний “Русское золото”, хозяин которой – А.П. Таранцев – в бизнес-сообществе оценивается неоднозначно, учитывая его проблемы с уголовным кодексом в молодости. Но нельзя забывать, в какой период нашей истории канал создавался. По крайней мере, до этого у Таранцева уже был опыт финансирования съемок первой отечественной мыльной оперы “Кафе “Клубничка” и полнометражного мультфильма “Незнайка на Луне”, для которого песни написал и исполнил Валерий Меладзе, а одну из ролей озвучила Кристина Орбакайте. При этом все это делалось, как впоследствии и финансирование канала, из личных денег А.П. Таранцева, а не на средства, выведенные из госбюджета по хитрым схемам.

Так что в патриотизме Таранцева, по крайней мере, в те годы, я лично не сомневаюсь. Апогеем работы над первым полномасштабным российским каналом для Европы стало подписание в Париже договора о подъеме его сигнала на спутник Intelsat (автор, к сожалению, ошибается. Речь идёт о спутнике "Eutelsat" группировки "Hot Bird" в позиции 13 градусов восточной долготы — DX-TM). Французские газеты масштабно освещали это событие. Презентации, пресс-конференции, постоянные интервью. Сам видел заголовки типа “Русские идут”, но с самым доброжелательным подтекстом. Все ощущали себя первооткрывателями. Французы радовались вместе с нами, считали, что это прорыв новой России в Европу! Правда, партнеров несколько удивило число “делегатов” из Москвы. Нас прилетело больше пятнадцати человек. Но дела в то время у “Русского золота” шли успешно, и “размах русской души” соответствовал значимости момента.

Надо учитывать, что сама идея русского телеиновещания получила поддержку у высоких чиновников Федеральной службы теле- и радиовещания и Министерства связи, причем, извините, без откатов и подарков. Сильна была в их руководителях еще советская привычка Родину любить.

Однако после парижского турне мы неожиданно почувствовали, что над каналом сгущаются тучи. У компании-владельца начались коммерческие неурядицы. Как гром среди ясного неба, развернулась агрессивная атака на ее хозяина в информационных выпусках НТВ. Причем коллеги не гнушались откровенными передергиваниями фактов и приступами разгулявшейся (не без стимулирования) фантазии. Из США, где Таранцева под надуманным предлогом некоторое время держали под домашним арестом, вернулся совсем другой человек. Американцы, кстати, его потом полностью оправдали и извинились. Но, как в народе говорится, “ложки нашлись, но осадок остался”.

Сразу же прекратился процесс закупки и установки передатчиков для российских городов. Начались сложности с московским передатчиком. Финансирование канала из обильного водопада превратилось в тонкую струйку из водопроводного крана. Народ стал активно увольняться. Оставались лишь те, кому просто пока некуда было уйти. Очень скоро денег не стало вообще, следствием чего стал отзыв лицензии на вещание в российских городах (“по причине значительных задержек с их освоением”). Канал пытались продать, но в условиях выхода страны из очередного кризиса покупателя не нашли. Сделав последний глубокий вздох, РК-ВРТ почил в бозе.

Что же случилось? Я склоняюсь к версии, неоднократно озвученной компетентными специалистами телеиндустрии. Таранцев, войдя первым на европейский телерынок, своими действиями перешел дорогу активно развивавшемуся тогда телебизнесу Владимира Гусинского. А если добавить к этому мировоззрение владельца “Русского золота”, которое я бы назвал простодушно-православно-патриотическим, то пасьянс легко складывается. Гусинский поставил ультиматум: или уходишь с телерынка, или каюк всему твоему бизнесу. Пришлось отступить. Русскому телеканалу было приказано самоликвидироваться. Он это и сделал…

Вот такое мнение. Примечательно, что все, кто в те годы пытался создать тот или иной спутниковый проект непосредственного вещания ("Метеор", "Рикор", "АРТ") потерпели фиаско. Удалось это сделать уже в новом веке господину Ткаченко из "General Satellite". И то, по воспоминаниям первого генерального директора "Триколор ТВ", на первых порах существование проекта было под большим вопросом. Правда к этим препонам Владимир Гусинский уже вряд ли имел какое-либо отношение.

И ещё. История с первым частным российским телеканалом "НТВ", который принадлежал медиа-империи Владимира Гусинского, конечно же достойна отдельной публикации. Многие его вспоминают с чувством восхищения и высказывают мнение, что во времена, когда им руководили люди Гусинского, это был самый честный и непредвзятый российский телеканал. Как оказалось, всё не так однозначно.

Впрочем, как бы сейчас не относиться к Владимиру Гусинскому, факт остаётся фактом — первое российское платное спутниковое телевидение создал именно он. Но это уже совсем другая история…

А что думаете вы? Комментируйте наши публикации здесь и на страницах наших социальных сетей. Нам важно ваше мнение.

Добавить комментарий