Сэм Джонс, в прошлом диск-жокей и сотрудник Русской службы Британской вещательной корпорации BBC, имевший в 1970-х — начале 1990-х гг. невероятную популярность в бывшем СССР, скончался 10 марта в Лондоне на 77-м году жизни.
Сэм Джонс, наряду с Севой Ногородцевым, был одним из самых известных ведущих Русской службы британского иновещателя.
Сэм Джонс (настоящее имя Семён Йоссман) родился 7 октября 1946 года, Вильнюс, Литовская ССР. В 1969 году репатриировался в Израиль. Затем жил в Италии, работая в литовской секции Ватиканского радио. В 1973 года переехал в Англию, где стал работать на Русской службе BBC.
На станции Сэм Джонс вёл несколько музыкальных программ: сначала программу поп-музыки, позднее еще две программы: «Перекати-поле», — программу, посвященную т.н. «русскому шансону» (в СССР тогда этот жанр был запрещен, Сэм Джонс считается и изобретателем самого термина «русский шансон»); и передачу «Бабушкин сундук», посвящённую ранним временам рок-н-ролла (в основном, 1950-1960-х гг.).
Вот что вспоминает (в России сайт BBC заблокирован) про Сэма Джонса Сева Ногородцев:
«Я поступил на BBC в марте 1977 года. В том году поп-программу вел Сэм Джонс, англоговорящий русский Сёма Йоссман. Он был родом из Вильнюса, уехал в Израиль, отслужил там в армии в танковых войсках и по набору попал в Британскую вещательную корпорацию.
Примерно через месяц или полтора (после прихода Севы Новгородцева на BBC Прим. OBOB.TV) глава Русской службы, Мэри Ситон-Уотсон, предложила поделить поп-программу пополам — одну неделю ее ведет Сэм, другую я.
10 июня 1977 года в эфире Би-би-си появился Сева Новгородцев со своей «программой поп-музыки из Лондона»…
Сэм был геройским парнем, мы называли его «Шоссе энтузиастов».
«В коридоре вдруг запахло дорогим лосьоном для бритья, — написал я в своей заметке в самодеятельной стенгазете «Самодур», — и действительно, через пять минут появился Сэм Джонс».
Сэм одевался модно, чисто и немного франтовато, два раза в одном и том же не появлялся. Глядя на Сэма, мы невольно вспоминали бессмертные слова Никиты Сергеевича Хрущева о том, что «настанет время, когда у каждого советского человека будет по костюму, а может даже, и не по одному».
Писать какие-то тексты Сэм считал ниже своего достоинства: он шел на запись совершенно неподготовленным, но уверенным в том, что нужные слова появятся в нужный момент. Сэм был настоящий первый русский диск-жокей…
Сэм любил первым добывать сенсационные новости, что по-английски называется scoop. Мы Сэма так и звали — scoopschik. Ему, например, удалось заполучить на свою передачу Пола Маккартни…
Студийный стиль Сэма за годы мало изменился: по его словам, вместо написанного сценария он брал в студию только банку пива и сигареты. Сэм доводил себя до состояния петергофского фонтана, когда от большого внутреннего давления вверх бьет высокая творческая струя. Осенью 1988 года не выдержало сердце, Сэм свалился под стол прямо в студии и на два месяца выбыл из строя с инфарктом.
Через некоторое время после этого я встретил его в кантине (кафе для сотрудников компании), Сэм снова готовился к поездке в Штаты.
Ему выдали переносной магнитофон «Nagra-E», считавшийся тогда эталонным по качеству. Сэм ехал записывать песни русских эмигрантов — музыку, которая звучала в ресторанах на Брайтон-бич. Он вернулся через месяц и привез большую коллекцию песен и интервью Вилли Токарева, Михаила Шуфутинского, Любы Успенской, Бубы Касторского, Михаила Гулько. Из этих лент он еженедельно собирал свою передачу «Перекати-поле». Сэм был мастером броских названий.
Сэм Джонс возвращал стране то, что она экспортировала вместе с потоком эмигрантов — кабацкий разгул, поднятый на новый культурный уровень. Страна жадно пила эту сладкую отраву, а из передачи «Перекати-поле» вырос новый музыкальный сорняк, который, думаю, уже не умрет никогда, поэтому Сэма Джонса я смело записываю в отцы-основатели жанра, который получил в Отечестве название «русский шансон». Конец цитаты.
Добавить комментарий