Русская служба «Голоса Америки» останется только на спутниках и в Интернете

14.04.2014
Maxim

К истории и перспективам развития телевещания «Голоса Америки» на русском языке

Русская служба «Голоса Америки» (The Voice of America»  — «VOA») прекращает вещание на средней волне 810 кГц, последней из остававшихся у станции локальных частот на передатчиках в России. Таким образом, в ближайшие недели (точная дата пока не уточняется) иновещание из США на русском языке останется только на спутниках и в Интернете.

Прекращение вещания связано с отказом российского партнера «Голоса Америки»  —  государственного информационного агентства «Россия сегодня» (создано несколько месяцев назад в качестве правопреемника РИА Новости, радио «Голос России» и как управляющая компания Russia Today (RT) продлить соответствующий контракт.

Как сообщает русская служба «Голоса Америки», «Дмитрий Киселев, директор агентства «Россия сегодня», в письме в Совет управляющих по вопросам вещания США (Broadcasting Board of Governors, BBG), координирующий, среди прочего, работу «Голоса Америки» и «Радио Свобода», уведомил о прекращении действовавшего ранее контракта о радиовещании «Голоса Америки» в Москве на частоте 810 AM.

«Мы не собираемся сотрудничать», – говорится в письме Киселева от 21 марта в ответ на запрос BBG о продлении контракта на вещание в России».

В свою очередь, в  сообщении «Голоса Америки отмечается, что «станция продолжит работать для российской аудитории с помощью онлайн-платформ и спутниковой передачи данных.

Пресс-секретарь Государственного департамента США Джен Псаки (Jennifer Psaki) заявила на брифинге в минувшую пятницу: «Мы осуждаем решение российского правительства заблокировать вещание «Голоса Америки» в России».

При этом Псаки заметила, что США не собираются предпринимать ответные шаги в отношении российских государственных СМИ, действующих на территории США. «Как страна, которая уважает свободу слова, права СМИ, мы не считаем это особо эффективным инструментом».

Напомним, в 2008 году «Голосом Америки» было принято принципиальное решение о прекращении радиотрансляций на коротких волнах в пользу Интернет-вещания и, в меньшей степени, спутниковых трансляций, а также локального вещания через упомянутую партнерскую станцию в Москве на частоте 810 кГц (передатчик для Москвы и Московской области с мощностью в 100 кВт) и других возможных локальных партнерских радиостанций.

В обосновании прекращения коротковолновых радиотрансляций руководство «Голоса Америки заявило тогда, что коротковолновый диапазон потерял популярность в развитых странах (к которым относили и Россию), и актуален только в странах «Третьего мира».

В тоже время теле- и радиовещание «Голоса Америки» на русском языке в прошлых сезонах было представлено на двух спутниках: для европейской части России — на Hot Bird 8, 13.0° E, а для азиатской – на AsiaSat 3S, 105.5° E.  со следующими программами: получасовой радиопередачей на русском языке (трансляции с понедельника по пятницу в 17 часов по Моск. вр.) и еженедельной дискуссионной телепрограммой «Поделись» (была в эфире по средам с 19 часов по Моск. вр.), на указанных спутниках также периодически передавался короткий обзор актуальных русскоязычных видеосюжетов в рамках «Newsfile». Однако в этом вещательном сезоне через спутники отмечены лишь русскоязычные радиопрограммы станции, в то время как телепрограмма «Поделись» и короткие видеоновости в настоящее время выкладываются только на сайте вещателя. 

Теперь, в свете последних событий, как говорят сотрудники станции, спутниковое вещание на русском языке «Голоса Америки» может быть усилено, как и расширена русская служба.

Отметим, что раннее, а именно в 2005-2006 гг. «Голос Америки» уже делал попытку развития спутникового телевещания на русском языке: тогда передавались две большие телевизионные передачи: 30-минутные выпуск ежедневных теленовостей «Объектив» и еженедельная телепрограмма «Окно в мир», рассказывавшая об истории и актуальных событиях в США. Однако спутниковое вещание в то время служило для станции лишь передаточным звеном для ретрансляции кабельными операторами в России, хотя и было доступно для приема на индивидуальные «тарелки».

Проблема была в том, что руководство «Голоса Америки» тогда не очень верило в массовость приема их русскоязычных телепередач непосредственно со спутника домохозяйствами в России. Как заметила в сообщении автору этой статьи в 2005 году продюсер русских телепрограмм «Голоса Америки» Ирина Попова, для станции был бы неожиданным успех их русскоязычных телепрограмм у обладателей индивидуальных спутниковых антенн.

Телепрограммы «Объектив» и «Окно в мир» были закрыты соответственно в 2007 и 2008 гг., после того как, по словам тогдашнего шефа московского бюро «VOA» Питера Федынски (Peter Fedynsky) в интервью автору этой публикации, ««Голос Америки» по независящим от станции причинам потерял много кабельных и эфирных партнеров в России». Тогда, как сообщалось, российские власти ужесточили требования к партнерским сетям станции, и русскоязычные телепрограммы «Голоса Америки» прекратил ретранслировать, среди других, также федеральный российский телеканал «ТВ 3» (телепрограмма «Окно в мир» была по воскресениям в сетке вещания этого канала в середине 2000-х годов).

Лишь в марте 2013 года  русскоязычное телевещание «Голоса Америки» было возобновлено упомянутой выше программой «Поделись». Как заявлял тогда директор VOA Дэвид Энсор (David Ensor), передача «Поделись» — это «новое интерактивное шоу, отличающееся от любой телевизионной программы, которою мы когда-либо создавали». По его словам, «программа рассчитана на молодых людей, относящихся к т.н. «культуре второго экрана», которые с легкостью готовы отказаться от телевизора в пользу Facebook и Twitter».

Интересно, что все эти годы гораздо более успешно развивалось телевещание «Голоса Америки» на украинском языке. С 1993 года выходит еженедельная программа «Вікно в Америку», а с 2004 года 15-минутная  программа ежедневных теленовостей «Chas-Time». Непрерывное развитие украинского телевещания «VOA»  связано с тем, что в отличие от России, передачи «Голоса Америки» все эти годы продолжают широко ретранслироваться украинскими кабельными и эфирными сетями. В частности «Chas-Time» ретранслируется самым популярным украинским новостийным «5-ым Каналом».

Попутно отметим, что Российская Федерация прилагает в последние годы серьезные усилия  в развитии иновещания на США.  В частности российский государственный телеканал иновещания Russia Today (RT) в 2010 году создал (в дополнении к прямому вещанию из Москвы) цифровой вещательный центр в Вашингтоне, состоящий из двух студий, двух аппаратных, пяти монтажных и 80-местного отдела новостей. Согласно информации на сайте канала, около 85 миллионов человек в ключевых городах США могут смотреть два круглосуточных телеканала RT (соответственно на английском и испанском языках) через кабель или спутник, в том числе посредством крупнейших местных сетей Comcast, Dish Network и Time Warner Cable. Также и радиостанция «Голос России» все последние годы ретранслировалась несколькими локальными радиостанциями в крупнейших городах США.

О «Голосе Америки»:  «Голос Америки» начал вещать утром 25 февраля 1942 года,  79 дней спустя после атаки на Перл Харбор. Первая передача «VOA» транслировалась на коротких волнах на английском и немецком языке на территорию воюющей  Европы. Диктор Уильям Харлан Хейл (William Harlan Hale) начал ее словами: «Новости могут быть хорошими. Новости могут быть плохими. Мы будем говорить вам правду». Ныне станция включает 49 языковых служб.

Русская служба «Голоса Америки» была запущена в 1947 г. Объем радиопередач VOA на русском языке на коротких волнах в период с 1955 по начало 1990-х годов составлял 18 часов в сутки. До 1987 года эти передачи подвергались глушению советскими коммунистическими властями.

«Голос Америки», одним из первых в мире начал трансляции в виде непосредственного спутникового иновещания, когда в 1990-х годах транформировал свою систему телеобмена  «Worldnet» в многоязычный телеканал, доступный  индивидуальным пользователям.

«Голос Америки» входит в систему национального иновещания США, управляемого «Советом управляющих вещанием» (Broadcasting Board of Governors, BBG). Кроме «Голоса Америки», в состав этой системы также входят арабоязычный телеканал «Al hurra» («Свободный») и арабоязычная радиостанция Radio Sawa («Радио Вместе»); Radio Free Europe/Radio Liberty (RFE/RL) транслирующая на 28 языках (включая русский) для Евразии; Radio Free Asia (RFA) передающая на 9 языках для Восточной и Юго-Восточной Азии; и испаноязычное телерадиовещание Marti для Кубы и Латинской Америки.

 

 

Максим Истомин

Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Присоединяйтесь!

Эксперты рекомендуют

Опросная анкета

Опросная анкета

OBOB.TV ВКонтакте

Подписаться на новости

Subscribe2

Голосование

Голосование

Насколько вам интересна тематика вреда наносимого здоровью электросмогом, о которой рассказывает сайт Green.Obob.TV:

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Заяви о себе!

Заяви о себе!
    
    

Календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031