Сто лет назад начались пробные передачи самой первой в России широковещательной станции — Центральной радиотелефонной станции на Шаболовке. Эти программы выходили нерегулярно. В них звучали как речевые сообщения, так и музыка. Сама станция заработала 22 августа 1922 года, а 17 сентября 1922 года, т.е. в эти самые дни, но столетие назад, в Москве через упомянутую станцию состоялся первый радиоконцерт. Открывала, начавшийся в 15 часов по местному времени, первый в истории России радиоконцерт тогдашняя солистка Большого театра Надежда Обухова исполнением романса «Не искушай меня без нужды». Романсом, надо сказать, достаточно безыдейным. Судите сами:
«Не искушай меня без ну́жды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям».
Ну как такое можно было допускать для самого первого номера самого первого радиоконцерта в советской России? А всё потому, что радиоприёмников тогда ни у кого почти не было, и радио не считалось сколько-нибудь влиятельным и массовым средством коммуникации.
Кроме Обуховой в концерте участвовали другие артистки Большого театра: Антонина Нежданова, Ксения Держинская.
За несколько дней до того, а именно 3 сентября 1922, года орган ЦИК (фактически советского коллективного президентства) газета «Известия» напечатала сообщение с анонсом концерта: «на днях в Москве пройдет первый радиоконцерт с участием артистов Большого академического театра и профессоров консерватории. Артисты будут исполнять свои номера вблизи обычной телефонной трубки».
А 7 ноября 1922 году Центральной радиотелефонной станции было присвоено наименование «Радиостанция имени Коминтерна», и вскоре советская власть взялась за радиовещание всеръёз. Включая и содержание. Но не только.
28 июля 1924 года Советом народных комиссаров СССР было принято постановление (выпущено за подписью предсовнаркома Рыкова) «О частных приёмных станциях», где стали регулировать оборот радиоприемников в частном пользовании. При этом само это постановление в СССР считалось проявлением разгула свободы, т.к. до его выхода право владеть радиоприёмниками официально (по вышедшему до того, а именно 4 июля 1923 года, постановлению) было предоставлено только государственным, партийным и профсоюзным организациям.
Но и по постановлению от 28 июля 1924 года, что называется не забалуешь.Так, в пунктах 3, 4 и 5 упомянутого постановления говорилось: «лицо, желающее получить разрешение на устройство и эксплуатацию (приёмной) радиостанции, должно подать в ближайшее почтово-телеграфное учреждение заявление по установленной Народным Комиссариатом Почт и Телеграфов форме»; «с владельцев частных приёмных радиостанций взимается ежегодная абонементная плата по таксам, утвержденным Советом Народных Комиссаров Союза ССР»; «Агенты Народного Комиссариата Почт и Телеграфов должны беспрепятственно допускаться владельцами (приёмных) радиостанций к их осмотру. А пункте 9 данного постановления говорилось: «Воспрещается записывать и распространять работу иностранных радиостанций, в том числе и широковещательных».
Добавить комментарий