Предлагаем наш перевод публикации (с небольшими сокращениями) из европейского Интернет-издания POLITICO (politico.eu совместное издание Politico — politico.com, новостийной компании из США, и немецкого издательства Axel Springer SE). Оригинальное название публикации «Взлом космоса: Европа усиливает защиту спутников» («Hacking space: Europe ramps up security of satellites») с подзаголовком «В условиях продолжающейся глобальной гибридной войны космические системы всё чаще становятся мишенью кибератак». Публикация вышла от 30 декабря с.г..
И далее перевод упомянутой публикации POLITICO:
«В безлюдной арктической области Кангерлуссуак (Kangerlussuaq) в Гренландии (принадлежит Дании Прим. Obob.tv) европейцы строят оборонительные сооружения против новой, назревающей угрозы безопасности: космических взломов.
Литовская компания Astrolight при поддержке Европейского космического агентства (European Space Agency) сооружает здесь наземную станцию, которая будет, как объявили в прошлом месяце, использовать лазерные лучи для быстрой и безопасной загрузки больших объемов данных со спутников.
Это лишь один из примеров того, как Европа стремится усилить безопасность своих спутников, поскольку растущая геополитическая напряженность и расширяющийся спектр гибридных угроз выводят космическую связь на передний план обеспечения безопасности Евросоюза.
В течение многих лет политики в странах Европейского союза рассматривали спутниковую инфраструктуру скорее как техническую услугу, а не как стратегический актив. Ситуация изменилась в 2022 году, когда кибератака на спутниковую сеть Viasat совпала с началом украинских событий 24 февраля.
С тех пор спутники стали популярными целями для вмешательства, шпионажа и дезорганизации. В июне текущего года Европейская комиссия предупредила, что космическое пространство становится неспокойным местом, отметив рост кибератак и попыток электронного вмешательства, направленных против спутников и наземных станций стран ЕС. Германия и Великобритания (последняя не входит в ЕС, но тесно сотрудничает с Европейским космическим агентством Прим. Obob.tv) ранее в этом году предупредили о растущей угрозе, исходящей «от российских и китайских космических спутников», которые регулярно используются для слежки, согласно заявлению Германии и Великобритании, за немецкими и британскими спутниками.
Правительства стран ЕС сейчас стремятся повысить свою устойчивость и снизить зависимость от иностранных технологий, как посредством таких нормативных актов, как новый Закон о космической отрасли, так и путем инвестиций в критически важную инфраструктуру.
«Угроза в Гренландии очевидна», — заявил в интервью Лауринас Мачиулис (Laurynas Mačiulis), генеральный директор компании Astrolight.
Лауринас Мачиулис далее продолжил:
«Сегодня проблема заключается в том, что около 80 процентов всего трафика данных со спутников передается в Евросоюзе на одну точку на Шпицбергене, острове, который находится на границе разных стран, включая Россию».
Главная арктическая наземная станция Европы расположена на Шпицбергене и поддерживает навигационные системы «Галилео» и «Коперник». Её местоположение не только стратегически важно, но и расположено в крайне чувствительном месте. При этом критически важно то, что станция использует для своего подключения к Интернету единственный подводный кабель, который несколько раз повреждался.
«В случае преднамеренного или непреднамеренного повреждения этого кабеля вы потеряете доступ к большинству спутников георазведки в Евросоюзе, что, безусловно, крайне важно. Поэтому наша цель — развернуть дополнительную наземную станцию спутниковой связи в Гренландии», — отмечает Мачиулис.
Одним из ключевых проявлений европейских амбиций по созданию защищенной европейской спутниковой связи является IRIS², группа спутников стоимостью во много миллиардов, предназначенная для обеспечения именно для защищенной связи, представленная в 2022 году и призванная составить конкуренцию системе Starlink Илона Маска.
«Сегодня связь — например, на территории Украины — слишком сильно зависит от Starlink», — заявил Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen), председатель-основатель политической консалтинговой компании Rasmussen Global, выступая на мероприятии в Брюсселе в ноябре. И продолжил, подразумевая Илона Маска: «Эта зависимость основана на переменчивых взглядах американского миллиардера. Это слишком рискованно. Мы, в Евросоюзе, должны построить надежную систему связи, независимую от Соединенных Штатов».
Европейская система IRIS², которая будет состоять из 18 спутников, работающих на низкой и средней околоземной орбите будет предоставлять не только защищенную, но одновременно и высокоскоростную связь.
«Даже если кто-то перехватит сигнал с IRIS², он не сможет его расшифровать», — заявил POLITICO Пьеро Анджелетти (Piero Angeletti), руководитель отдела безопасной связи в космическом сегменте Европейского космического агентства. И отметил: «IRIS² позволит нам иметь защищенную систему, которая также сертифицирована и аккредитована органами национальной безопасности».
Проблема заключается в том, что до ввода IRIS² в эксплуатацию осталось, как минимум, четыре года.
В то время как ЕС укрепляет свои защищенные спутниковые системы, правительства отдельных стран Евросоюза все еще работают над оптимизацией координации киберзащиты и космической безопасности. Во многих случаях это ложится на плечи как космического, так и киберкомандования, которые, в отличие от традиционных воинских частей, являются относительно новыми структурами и зачастую все еще находятся в стадии формирования.
Клеманс Пуарье (Clémence Poirier), исследовательница в области киберзащиты из Центра исследований безопасности (Center for Security Studies) при (государственном) Цюрихском политехническом институте (Eidgenössische Technische Hochschule — ETH Zurich), в Швейцарии. заявила, что странам ЕС теперь необходимо сосредоточиться на совершенствовании структур киберзащиты и космической безопасности.
«Европейским государствам необходимо продолжать развивать эти системы управления, — сказала она изданию POLITICO. — Важно обеспечить координацию их действий, четкое определение полномочий и обязанностей в вопросах кибербезопасности, киберзащиты, кибернаступательных операций, а также мониторинга угроз».
Промышленность в Евросоюзе также изо всех сил пытается заполнить пробелы в киберзащите. Однако большинство компаний, занимающихся кибербезопасностью в Евросоюзе, не рассматривают космическую отрасль как самостоятельный сектор, оставляя спутниковых операторов на периферии внимания. Вместо этого космические системы включаются в другие категории: спутники наблюдения за Землей часто относятся к экологическим услугам, спутниковое телевидение — к медиа, а широкополосные группировки, такие как Starlink, — к Интернет-услугам.
Такая фрагментация затрудняет для спутниковых операторов оценку рисков, обновление моделей угроз и понимание того, от кого им необходимо защищаться. Это также осложняет реагирование на инциденты: хотя существуют передовые инструменты для защиты от кибератак на наземные сети, эти инструменты часто плохо подходят для космических систем.
Клеманс Пуарье комментирует в этой связи:
«Кибербезопасность в космосе несколько отличается. Вы не можете просто внедрить любое решение, которое у вас есть для компьютеров на Земле, и развернуть его на спутнике», — пишет POLITICO.








Добавить комментарий