История

Сто историй. «6 канал Санкт-Петербург» — с чего начиналось российское развлекательное телевидение

Количество российских развлекательных телеканалов сейчас просто зашкаливает. Их названия можно перечислять не одну минуту…

Нет, не так… Количество появлений Дмитрия Нагиева на телеэкранах, в кино, рекламе и сериалах сейчас просто зашкаливает.  Если перечислять всю рекламу, где он снялся и все передачи, где он был ведущим, то придётся потратить уйму времени…

Нет, не так… В декабре 1995 года наш местный районный телеканал отказался от вещания с видеокассет с пиратскими копиями фильмов и включил сигнал со спутника. Вариантов того, что можно было ретранслировать, практически не было. И «кандидатуру»для трансляций подсказал первый номер журнала «ТелеСпутник», который вышел впервые в ноябре 1995 года. Это был «6 канал» из Санкт-Петербурга. Не путать с московским «ТВ-6».

 

Вспоминая сейчас то время, действительно приходится признать, что выбор российских телеканалов для последующей ретрансляции был очень небольшой. «ТВ-3» из Санкт-Петербурга, «ТВ-6» Москва, «2Х2″…  Только начинал работу «Март» (будущий телеканал «АРТ-Телесеть»), но было ли в то время спутниковое вещание у него — я уже и не помню. Почему для нашего канала отпали другие варианты? А всё очень просто — тогда «6 канал» из Санкт-Петербурга был единственным российским телеканалом, который вещал через Ku-диапазон и не требовал для приёма сложного приёмного оборудования.

Кто-то сейчас подумал: «Так и напиши — ума не хватило, чтобы трансляцию «ТВ-6» или «ТВ-3″ через C-диапазон принять».  И будет неправ. Всё упиралось в деньги. Дело в том, что тогда российские телекоммуникационные спутники были неустойчивы на орбите и выписывали «восьмёрки» практически сразу после выведения на орбиту, и для того, чтобы их профессионально принимать требовалась дорогостоящая система, которая позволяла бы следить за сателлитом — и по вертикали и по горизонтали. Для C-диапазона она была более сложная, и впоследствии мы всё-таки себе такую штуковину поставили для приёма сигнала «АСТ — 2Х2», который угораздило попасть на спутник «Радуга-30», работавшего тогда на 85 градусах восточной долготы.

Для приёма же сигнала «6 канала» было достаточно антенны диаметром 1 метра. И мы настроили её так, что она принимала вечерний блок, который транслировал телеканал. Блок был небольшой — примерно с пяти часов вечера и до 23.30 по Москве. Очень редко когда эфир заканчивался за полночь. Обычно ночью мы продолжали «пиратить» и крутить киношку с VHS-видеомагнитофонов, ибо развлечений ночных у нашего народа тогда было не так много, как сейчас. Да и переход на ретрансляцию спутникового канала был сделан скорее всего «на будущее», потому что в то время российское молодое государство только начинало борьбу за защиту авторских прав, и руководство нашего канала решило перейти на полулегальное существование пораньше. От греха подальше.

Примерно через три месяца работы спутник «Горизонт-32»,  с которого шла трансляция «6 канала», разболтался настолько, что стационарный приём даже вечернего блока был уже невозможен. И тогда мы поставили приёмную систему с антенной 1,6 м с ручной подстройкой. Операторы эфира примерно раз в два часа выбегали на антенный пост и подправляли антенну вслед за движением спутника. Как человек, который лично сам этим занимался, скажу что это было увлекательнейшее занятие — из аппаратной разворачивался телевизор с эфиром канала и по нему шла настройка. Исчезли по максимуму «мухи» из эфира — значит настройка завершена. Стали появляться помехи — пора бежать на улицу. Романтика, блин!

После того как поставили специальный антенный пост, стали пускать в эфир и утренний блок «6 канала», который шёл примерно с 9 часов утра до полудня. В остальное эфирное время на канале висела тест-таблица, а за полчаса до начала очередного вечернего блока вещался на голубом фоне перегон программы передач и анонсов. В выходные дни эфир шёл без дневного перерыва.

Для меня петербургский  «6 канал» запомнился, в первую очередь, программой «Осторожно, модерн!».  Хотя некоторые источники утверждают, что изначально передача называлась «Полный модерн», но лично я этого не помню. Но зато помню, что это был своеобразный вариант «Утренней почты», где ведущие Дмитрий Нагиев и Сергей Рост разыгрывали короткие сценки, а между сценками показывались видеоклипы. Был даже выпуск полностью музыкальный — без ведущих. Уже тогда эти актёры выделялись на общем фоне российского телевидения. И трудно сказать, кто больше изначально «солировал» в этом проекте — Нагиев или Рост. Поэтому зрители нашего телеканала стали первыми, кто увидел творчество будущей телезвезды российского телевидения. Это я про Нагиева.

И второй момент, про который нельзя не сказать — это трансляция телепрограмм зарубежных спутниковых каналов. Из которых я помню передачи NBC и, конечно же, «Немецкой волны». На страницах нашего ресурса я уже как-то писал, что «DW» тогда был довольно интересный и, местами, даже весёлый телеканал, в эфире которого было несколько развлекательных передач. Одну из которых («B.I.G.-40») сам бог велел записывать, переводить и транслировать в эфире. Более того, клипы из эфира немецкого хитпарада, коим и была программа с ведущим Инго Шмоллем, регулярно транслировались между передачами «6 канала».

Из остальных передач на памяти ритмическая гимнастика, показываемая в утреннем блоке и в конце вечернего эфира. Называлась эта программа «Волшебная формула» и регулярно разбавляла сетку вещания канала.

Всего лишь пятнадцать минут хронометража занимала программа о компьютерных технологиях, которая выходила раз в неделю. Тогда это всё было в новинку и было лично для меня довольно интересно. Правда, автор программы иногда не знал о чём ещё можно рассказать и  в этом случае ставил в эфир забавные картинки под один из хитов группы «Смоуки» (или «Смоки»). Но название этой передачи о компьютерных технологиях, к сожалению, вспомнить мне так и не удалось…

Нынешние зрители канала «Карусель» вряд ли знают, что их мамы и папы могли видеть мультсериал про паровозика Томаса именно на петербургском «6 канале». Когда я снова увидел этот мультик в эфире «Карусели» через почти 20 лет, то сразу вспомнил родную телестудию…

Осенью 1996 года существенно рейтинг нашего канала поднялся после того, как «шестёрка» стала показывать мексиканский сериал «Мария Хосе», который составил конкуренцию подобным сериалам,  транслировавшимся на «Первом канале». Но 1 декабря показ пришлось ненадолго прервать. Потому что спутниковое вещание «6 канала» в этот день прекратилось и в эфире появился логотип, в виде разноцветных спутниковых антенн, на которых было написано «СТС».  Так начиналась история первого российского федерального развлекательного телеканала. Начиналась же она технически весьма необычно. Т.к. когда в Санкт-Петербурге программы «СТС» ещё не вышли в эфир, регионы ночью, сразу после окончания вещания «6 канала», уже увидели перегон первых передач эфира нового российского телеканала. Кто не помнит, это была телеигра «Балда»,  сериал «Даллас», ночное шоу «Час совы» и несколько других.

Мне очень жаль, что видеокассета, на которую я записал последнюю эфирную заставку «6 канала», вышедшую в эфир ночью с 30 ноября на 1 декабря 1996 года, была потеряна.  Но осталась кассета, на которую я записывал оставшиеся серии «Марии Хосе».  Они перегонялись на регионы перед началом вещания «СТС». Сначала они шли с заставкой и логотипом «6 канала». Вот именно эта заставка и открывала показ сериала осенью 1996 года:

Итак, ночью на 1 декабря в последний раз уплыл за горизонт кораблик на заставке «6 канала», и после этого в регионах больше его программ не видели.

В самом Санкт-Петербурге некоторое время сохранялся комбинированный эфир передач «6 канала» и «СТС». Постепенно программы «СТС» заняли всю программную сетку. Логотип «6 канала», вроде бы, присутствовал  эфире до 2002 года, затем убрали и его. Но есть сведения, что по документам «6 канал» в Петербурге до сих пор официально является вещателем «СТС».

…На спутнике «Горизонт-32» в позиции 53 градуса восточной долготы с 1 декабря 1996 года стала идти трансляция только программ «СТС».  С началом вещания этого канала было много интересных событий. В конце концов, именно «СТС» является вторым федеральным российским телеканалом, который начал цифровое спутниковое вещание. И первым, кто технически раздавал цифровой сигнал через спутник для всех своих партнёров в России.

Но это уже совсем другая история…

 

А что думаете вы? Комментируйте наши публикации здесь и на страницах наших социальных сетей. Нам важно ваше мнение.

7 комментариев

  1. kurock

    Спасибо за минутку ностальгии, полез в Google найти ещё видео, но выдаёт информацию только о «ТВ-6 Москва».

    • Юля

      Как можно найти ролик- айробика, мужчина в фиолетовых шортиках скакал под песню гуд-гуд супа гуд группы Мо-До

  2. )))

    Какая еще мария хосе??? Последний сериал на шестерке был инес дуарте личный секретарь!

    • Maxim

      Речь идёт о спутниковом вещании канала. В Санкт-Петербурге канал продолжал вещание и после 1 декабря 1996 года.

      • )))

        Так и я не из Питера! В Сибири шестерку также некоторое время транслировали после появления Сети Телевизионных Станций. Сигнал со спутника брали )) Легально!

        • Maxim

          Тогда вы немного позабыли как дело было. «Инес Дуарте» тоже был в эфире — не спорю. Но зритель смотрел «Марию Хосе». Поэтому, когда на спутнике закончилась трансляция «6 канала», в перерывах между тех.перегоном «СТС» и прямым вещанием показывали оставшиеся серии «Марии Хосе», чтобы в регионах показали окончание этого сериала. И отрывок видео, что приведён в статье — как раз с этого перегона.

Добавить комментарий