Выставка CES проходит ежегодно уже много лет и, по оценкам американцев, считается самой большой выставкой потребительской электроники в США.
Т.к. американцы, конечно же, хотят быть во всем первыми, то они эту выставку называют ещё и самой большой выставкой в мире. Но об этом можно было бы говорить только в том случае, если никогда не был на выставке в Гонконге или на выставке в г. Гуанчжоу, которая проходит 2 раза в год и будет следующей весной проводиться аж в 115-й раз.
Но, тем не менее, когда выставку CES называют самой влиятельной в мире электроники, я думаю что это абсолютно правильная характеристика. Именно так и можно её характеризовать. В этом году она проходила с 7 по 10 января 2014 в целом комплексе павильонов Las Vegas Convention Center и собрала десятки если не сотни тысяч гостей со всех штатов США и со всего мира. Хотелось бы рассказать, что на этой выставке было представлено наиболее интересного для нас.
Во-первых, мы коснемся темы спутникового телевидения и ресиверов. В частности поговорим о новых технологиях связанных с Интернетом, а также посмотрим какие есть новые направления которые, безусловно, развиваются, быть может и не напрямую по нашей теме, но о которых необходимо будет поговорить. В данном обзоре выставки планируется несколько частей. Мы поговорим про спутниковое телевидение. Коснемся ещё парочки тем. Дальше будем говорить про телевидение вообще и про перспективные технологии.
Итак, выставка CES в 2014 году достаточно разрослась, занимая несколько больших павильонов в выставочном центре. Но, т.к. не все компании там поместились, то для китайских (в основном) фирм были открыты дополнительные стенды в другом выставочном центре, находящимся в отеле Venetian. Это отель в венецианском стиле в Лас-Вегасе, куда курсировали специальные автобусы. Но все основное, конечно же, происходило в центральных павильонах, где были представлены ведущие фирмы-гиганты по производству бытовой электроники, вроде LG, Panasonic, Sony и т.д. Также в четырех огромных так называемых южных залах (South Halls), размещались как интересные стартапы, так и компании, которые уже себя как-либо проявили в области подобных разработок.
Начнем с темы про спутниковое телевидение, ресиверы и сет-топ-боксы. Тема одна из основных, если не самая главная для данного обзора.
При этом необходимо отметить, что хотя выставка CES безусловно, определяет развитие рынка потребительской электроники на год вперед для всего мира, она проходит все же в США и поэтому американские тенденции не могут не отобразиться в том, что на этой выставке представлено и то, каким экспонатам уделяется наибольшее внимание. Мы же в России находимся и в географическом и в культурном смысле, работая в европейских стандартах спутникового, эфирного, цифрового телевидения, распространения телевизионного сигнала и. т. д. В свою очередь, эти системы не актуальны для США, ведь в этой стране используются несколько другие технологии, как в дистрибуции, так и в технических стандартах вещания. Этого разнобоя мы еще коснемся чуть позже.
Сейчас же поговорим о тех нескольких компаниях, которые представляли на выставке собственно привычные у нас спутниковые ресиверы и занимались спутниковой темой в том смысле, как мы эту тему знаем в России и СНГ. Соответственно, самый большой и интересный стенд был, безусловно, у компании Coship.
Это одна из самых известных китайских компаний, которая занимается ресиверами для эфирного, спутникового и кабельного телевидения. Имеет историю больше 10 лет. Безусловно, она хорошо себя зарекомендовала хорошим качеством своего железа. За качеством в своем производстве они следят очень жестко.
Чем еще известна эта компания? Теперь я могу также сказать, что эта компания, безусловно, стала известна в России тем, что с ней активно работал наш «Саткомру». И в 2005, 2006 году нами очень активно продвигались ресиверы Euston 2005, которые производились компанией Coship специально для рынка России и СНГ. Причем, это происходило еще за несколько лет до прихода на российский рынок Триколор ТВ. И в той ситуации ресивер Euston 2005 был, на тот момент, самым хитовым ресивером в России.
Было приятно встретиться в Америке с давним партнером. Однако, посмотрев внимательно на выставочный стенд Coship, во-первых, я могу отметить, что существенно поменялись лица компании. Соответственно, они уже практически не узнаваемы. Я не смог найти тех людей из Coship, с которыми мне приходилось долго и плотно общаться в прошлом.
Бросается в глаза новый лозунг компании как «лидера телевидения через Интернет», иначе говоря, Coship позиционирует себя как лидер телевидения через Интернет, 1+1. Мне не совсем здесь понятно, что они здесь имеют ввиду под 1+1. Но, как и другие китайские компании, Coship определенно двинулся на рынок планшетников, потому что, с одной стороны, это абсолютно горячий рынок. С другой стороны, трудно найти какую-либо большую компанию в Китае, которая бы не занималась планшетниками. Все ринулись туда, желая повторить успех Apple. Соответственно, это все приводит к тому, что возникает огромная конкуренция. В то же время с большими «монстрами» типа Google и Samsung китайским компаниям, даже уровня Coship, конкурировать не удается. Поэтому для меня сомнительно, стоит ли направлять столько усилий на продвижение планшетов и на их производство.
Хотя разрабатывать планшеты как раз большого вызова не представляет. Найти принципиальную разницу в планшете производства Motorola, Samsung, Asus или тех, кто делает еще какой другой Андроид планшет («ноунейм») — трудно. Как правило — невозможно. Только дизайнерские изыски в плане оформления рамки корпуса.
Надо отметить, что спутниковых и эфирных ресиверов, компания Coship на данной выставке не представила. Это не значит, что они прекратили их производство. Но было показано всего всего лишь несколько Интернет приставок типа moui и fly box, которые ориентированы на доставку телевизионного сигнала по ip сетям, а также на воспроизведение мультимедиа контента, т.е. различных фильмов, музыки и т.д. по локальной сети и через Интернет. Отдельное внимание было уделено внимание возможности соединения с мобильными телефонами по протоколам air play и miracast. Т.е. поддерживаться будет и андроид платформа и iOs (айфоны, айпэды). Но, тем не менее, это все несколько далеко от той концепции спутникового и эфирного (да и айпишного) телевидения, какую мы видим в Европе и России. Поэтому перейдем к следующим стендам.
Другая компания, к сожалению, я забыл записать как она называется в Китае, но её можно найти в Интернете, на сайтах easysatfinder.com или satvision.com. (Кстати, почему-то оба в данный момент не открываются. Странно.) Эта китайская компания отличилась тем, что представила собственно два экспоната на выставке. Один из них спутниковый измерительный прибор для настройки антенн, который вы видите на картинке в пластиковом корпусе с желтыми кнопками и специальная эфирная антенна.
Сначала об этих приборах. Они, как вы сразу видите, сделаны в довольно устаревшем дизайне и довольно большого размера и веса. По размеру напоминают полноразмерный батон черного хлеба, в каком виде он продается в наших магазинах. Итак, по тем же желтым кнопочкам и своеобразному оформлению, мы видим, что данная компания себя не утруждала вопросами дизайна, а все, что сделала или купила или скопировала это самое оформление у корейской компании Telemann. Я думаю, что те, кто в нашем бизнесе не первый пяток лет, помнят корейскую компанию Телеманн, которая была довольно известна своими ресиверами. Моделей было много и всяких. Далее фирма Телеманн перешла на спутниковые приборы, тогда и разработав этот дизайн, пластиковый с типичными своими желтыми кнопочками. В конце концов, Telemann этот сегмент рынка покинула, занявшись другим профессиональным измерительным оборудованием.
Так вот, в данном случае китайцы просто использовали дизайн от Телемана и максимум что сделали — это наполнили его своей начинкой. (Потому что когда выпуском прибора занимались еще сами корейцы — то про DVB-S2 речь еще не шла.) Дисплей у прибора простой, монохромный, точечный. Хотя бывает цветной LCD. Скажем так, эти приборы, на мой взгляд, устарели минимум на 5 лет, и были представлены на этой выставке постольку поскольку.
Что действительно интересно, так это то, что данная китайская компания сделала абсолютно плоскую эфирную антенну, в виде плоской карточки типа почтовой открытки или картонки, которую легко можно расположить где угодно. Соответственно, если доработать дизайн, то можно все это интересно обыграть, получив компактную антеннку для дома. Работать это будет при двух условиях. Во-первых, если у вас дома на точке приема достаточно хороший сигнал с телевизионной башни. Во-вторых, если китайцы действительно нас не обманывают на тему, что эта плоская антенна очень эффективна.
Чем-то все это напомнило мне антенны из 90-х годов, когда разрезали ножовкой огромные блины от магнитной памяти ЕС ЭВМ и припаивали к ним два проводка, а затем продавали на Тушинском и Митинском радиорынке.
Однако мы в XXI веке, и поэтому китайская компания-производитель предлагает еще и вариант когда рассматриваемую нами антенну можно установить прямо на спинку или внутри корпуса современного плоского LCD телевизора. Это действительно может быть хорошим вариантом при условии, что телевизор располагается перпендикулярно по направлению к телевизионной башне. Но не факт что телевизор ставится именно так. Вообще же, в случае с данной антенной трудно говорить о каком-либо обеспечении приема при удалении от телебашни хотя бы на 5-10 км. Тем не менее, в изделии есть что-то новое, и об этом стоило поговорить.
Далее посмотрим на компании, которые представили на выставке классические в нашем понимании приемники эфирного спутникового и кабельного телевидения. Одной из них стала компания Huawei, представившая целую линейку андроидных приставок. Честно скажем, не сильно отличающихся от каких-либо других андроидных приставок на рынке. Она показала линейку из трех моделей.
Во-первых, zapper. Здесь под «заппер» в переводе с английского подразумевается приемник под открытые телеканалы. В Европе таких каналов много и можно их на пульте переключать очень долго, делая zap-zap, отсюда и название.
На отдельной полочке в павильоне Huawei были представлены гибридные боксы, которые объединяют прием как эфирного, так и спутникового телевидения.
Возвращаясь к ящичкам zapper, нужно сказать, что на некоторых из них красовался логотип Claro. Это, насколько я понимаю — французская марка. Значит Huawei договорился о поставках приемного бокса во французские магазины. Собственно, им это легко сделать. По той простой причине, что они туда поставляют свои телевизоры. О телевизорах данной корпорации мы поговорим еще отдельно, так как там Хуавей удивил нас куда больше чем сет-топ боксами. Телеприемники были представлены в другом павильоне. Но, соответственно, почему бы к телевизорам не поставлять zapper боксы?
Также на вставке была замечена американская компания Channel Master, представившая свою модель DVR, которую они позиционируют как самый плоский в мире двухтюнерный ресивер с возможностью ip приема так называемых OTT телеканалов, т.е. телеканалов, идущих через открытые сети Интернет. Сюда можно добавить USB hard disk, тогда модель действительно в полном смысле становится DVR / PVR — устройством. Channel Master – это американская корпорация. И соответственно, мы поговорим об американском рынке отдельно, когда будем говорить про Dish Network, Tivo и прочие американские системы телевидения.
В отдельном зале, который, как я уже говорил, находился в отдаленных павильонах в отеле Venetian куда нужно было ехать на автобусах, была обнаружена ещё одна компания, которая себя позиционировала под брендом Jezatec. Ознакомившись с её продукцией и поизучав их проспекты, я пришел к выводу, что это ни что иное, как зачем-то выступающая под другим брендом китайская корпорация Jiuzhou. Известые ребята! Это довольно большая корпорация, которая делает и кабели и приборы разные и вообще, чего только она не делает, с переменным успехом. Очень часто ездят на выставку CSTB в Москву. Есть у них и пара сат-файндеров и ресиверы для спутникового телевидения. На этой выставке компания представила довольно много их моделей. А вот зачем данная фирма сменила здесь свой бренд Jiuzhou на Jezatec? Только ли для благозвучности для англоязычного клиента (хотя на мой взгляд оба названия одинаково труднозапоминаемы для англоязычного уха), или на то были другие причины? Этого я пока не знаю.
Из всей линейки представленных этой компанией ресиверов, у меня лично наибольший интерес вызвал андроидный ресивер с системой андроид 4.2.2. И как сразу мы обращаем внимание, у него в комплекте пульт Wy-play. Разработчик пульта — французская компания, которая прославилась тем, что начала делать на базе предназначенного для спутникового приема чипсета ST — медиа плееры, и на самом деле довольно сильно в этом продвинулись.
Но потом эта компания стала продавать не столько свою продукцию в качестве медиа плееров, а сколько свои решения и софтовые наработки. В частности они создали middleware (слой программного обеспечения с сервисными функциями) с тем же названием Wy-play и вместе с пультом продали эту систему китайцам, которые сейчас производят спутниковый ресивер с ней. Вообще говоря, этот образец я готов рассмотреть и протестировать, что он из себя представляет.
Но надо сказать, что до сих пор я довольно-таки скептически отношусь ко всем попыткам делать андроидные ящики для спутникового телевидения. Потому что уже 3 или 4 года я слышу, что они на подходе, и лично мы в компании испытали не менее 10 образцов таких ресиверов от китайских горе-производителей. Проблема в том, что по нашим, Саткомовским, стандартам качества ни один из них не проходит. И у меня в этой связи вызывает огромное удивление, почему где-нибудь в Германии известным компаниям, по понятным причинам я не буду называть их названия, как говорится, стало возможно и интересно продавать эти андроидные приставки. Мы их тестировали… Сырость на сырости! Конечно, надо учитывать что в России — никому не интресны каналы FTA. Всем надо кодированные смотреть, иначе ничего интересного не увидишь. В Германии же — наоборот, есть традиция и потребность смотреть FTA-каналы со спутника Астра. Но зачем это делать в Андроиде, если можно просто купить дешевый FTA-шник? Загадка.
В любом случае, считаю ожидание Андроид для спутникового приема несколько преждевременным, потому что сначала платформа андроид должна показать, что она годится не только для мультимедиа и планшетов, но что она подходит и для спутникового телевидения и принимает какие-либо каналы ,кроме некодированных. А вот тут-то как раз никакой устойчивой работы и не наблюдается. Да и чипсетов нет пока еще нормальных под это, чтобы и картоприемник поддерживали, и Common Interface. И CI+, как теперь уже стало надо. И переключали каналы не за 3 секунды, а как привыкли наши клиенты на ресиверах типа F16, в полсекунды. Соответственно, ни одна из платформ (и Amlogic и Hisilicon и др.) — не показалась нам сколько-нибудь зрелой, чтобы можно предлагать нашим клиентам Андроид для спутника и эфира. Предстоит еще много работы, может быть что изменится ко второй половине 2014, но не раньше.
А вот насчет этого конкретного образца, что сделали китайцы совместно с французским middleware, я могу только лишь предполагать, т.к. пока этого образца пока лично не щупал. А вот собственно французский плеер от этой фирмы — у меня в коллекции, конечно, есть. Но думаю, что, честно говоря, шансов меньше, чем 8-10%, что этот ресивер окажется хоть сколько-нибудь популярным в России или СНГ, т.к. у нас достаточно специфические требования к программному обеспечению.
Кроме Dr.HD о котором я поговорю специально и отдельно, на выставке мне было очень интересно встретить кого-либо, из имеющих отношение к спутниковому ТВ, как из знакомых, так и незнакомцев. Кого же я встретил?
Я посетил стенд известного журнала Tele Satellite International. В электронном виде этот журнал издается и на русском языке. В свое время мы сделали так, чтобы Tele Satellite International могли читать на русском языке владельцы ресиверов Fulan на платформе Spark. Естественно, это издание можно просто загружать себе на компьютер и в виде pdf файла. В бумажном варианте этот журнал теперь почти что нигде не встречается.
Так вот, я встретил главного редактора Телесателлайта Интернейшенал Александра Вайса, мы с ним давно знакомы. В силу своего имени, иногда его в шутку можно назвать Саша Белый, если перевести его фамилию с немецкого на русский. Александр Вайс — забавный человек, который стоит за всем этим журналом, за электронной и редкой бумажной его версией. Тут надо сразу обратить внимание, что Александру пришлось перепозиционировать свой журнал. Отныне издание называется не Tele Satellite International, а TELE-audiovision International. Т.е. от обзора спутниковых ресиверов Александр решил перейти к обзору телевизионной техники. В принципе, это понятный шаг, учитывая куда движется рынок в Америке и Европе. У нас же, в России и СНГ пока все несколько развивается по-другому, аналогично тому, кстати, как это происходит в странах Восточной Европы. Поэтому я думаю, что у нас, в России, есть ещё несколько лет, когда можно будет заниматься спутниковым и эфирным телевидением в классическом смысле, как и раньше. Александру, находящемуся в Германии, приходится работать в опережающем темпе.
Добавить комментарий