Онлайн-кинотеатры в России: что ждет их после того, как ограничения пандемии окончательно уйдут в историю

04.12.2020
obob.tv

Наш обзор по поводу того, что ждет лицензионные онлайн-кинотеатры после того, как ограничения пандемии окончательно уйдут в историю. Также в обзоре мы представим сводку по доле рынка у ряда онлайн-кинотеатров – лидеров на российском рынке.

После пандемии

«Российский зритель привыкает к легальному потреблению контента – сильнейшим драйвером этого процесса стал режим самоизоляции… (Таким образом) онлайн-кинотеатры в РФ продолжают оставаться популярными и после отмены режима самоизоляции», меланхолично отмечало государственное российское информационное агентство ТАСС в июле этого года.

Про отмену режима самоизоляции пока еще не совсем ясно – может быть, он и вернется, пусть и частично, и на короткое время, – но онлайн-кинотеатры в этот год, и правда, что называется, «на коне». OBOB.TV уже пару месяцев назад приводил статистку насчет того, как хорошо заработали онлайн-кинотеатры в России в разгар эпидемии, процитируем небольшой фрагмент:

«Режим самоизоляции подогрел рынок онлайн-видеосервисов: как и ожидалось, по итогам первой половины 2020 года темп его рост оказался выше обычного: всего легальные кинотеатры заработали на 56% больше в годовом сравнении – 18,64 млрд руб., говорится в исследовании, о котором идет речь, – исследовании российского информационно-аналитического агентства TelecomDaily (оно же «Телеком-дейли»). В исследовании напоминается, что до того рынок онлайн-видеосервисов, в среднем, прирастал на 35-45% в год».

Насколько можно понять, сейчас руководство онлайн-кинотеатров в России больше всего опасается, что зрители после того, как пандемия и связанные с ней ограничения окончательно станут историей, начнут отказываться от подписок. Дело в том, что зритель в России, в среднем, и до пандемии был сильно беднее, чем зритель на Западе, а цены в российских онлайн-кинотеатрах не намного меньше. И как бы массовый российский зритель не решил, что подписки в интернет-кинотеатрах – это роскошь Мол, на карантине побаловались и довольно. Об опасениях, что период пандемии и связанных с ней ограничений будет для российских онлайн-кинотеатров как «Новый год» – т.е. станет лишь краткосрочным периодом резкого роста подписок, говорилось когда еще денежный дождь только начинал проливаться на ОТТ-платформы, что случилось вскоре после объявления режима т.н. самоизоляции. Мы писали об этом в апреле, когда освещали онлайн-конференцию «ОТТ-притяжение: факторы перезагрузки на рынке онлайн-видео».

Важным обстоятельством, что заставляет онлайн-кинотеатры в России беспокоится за количество подписчиков после окончания карантинных ограничений, является наличие в рунете большого количества нелегальных Интернет-платформ и торрентов, предлагающих аналогичный контент.

Как следует из уже цитируемой в начале этого обзора заметки государственного российского информационного агентства ТАСС, теперь руководство легальных онлайн-кинотеатров уповает на то, что с платформами с нелицензионным контентом борьба будет ужесточена. Но силенок, как представляется, пока у борцов в России с нелицензионным контентом маловато.

Что дают зрителям лицензионные онлайн-кинотеатры?

И так ли привлекательны лицензионные онлайн-кинотеатры, как об этот рассказывают сами эти платформы, если учитывать упомянутый выше фактор наличия в русскоязычном Интернете множества платформ с нелецинзионным контентом. Довольно дорого, убогие контентные коллекции, всяческие неудобства для зрителей – таковы темные стороны лицензионных онлайн-кинотеатров.

Далее приведем пересказ письма на этот счет одного из пользователя, опубликованных недавно на одном из Интернет-форумов:

«Цены на онлайн-кинотеатры в России примерно сопоставимы с ценами в США или Европе, хотя средний доход населения сильно меньше. Для среднестатистического американца подписка за 10 долларов не нанесет никакого удара по бюджету, в то время как для российского пользователя такая цена будет уже ощутимой…

У каждого онлайн-кинотеатра свой набор контента, однако этот набор всегда довольно ограничен, и для расширения списка фильмов и сериалов приходится покупать сразу несколько подписок.

Очень часто можно наблюдать, что сервис предлагает докупить возможность просмотра какого-либо нового фильма или сериала, даже несмотря на то, что у пользователя уже оплачена «максимальная» подписка. Причем цены на такой контент могут достигать 400-600 рублей, что сопоставимо с ценой нескольких билетов в кино.

Очень часто подписка в лицензионном онлайн-кинотеатре ограничена страной или регионом. Что очень неудобно, если отправляешься в отпуск, например – за границу. При этом пользование VPN может стать причиной блокировки аккаунта – о чем, например, прямо говорится в сервисе Амедиатеки, где также указывается, что за пределами бывшего СССР Амедиатека не работает.

Часть контента онлайн-кинотеатров невозможно заранее загрузить на автономное устройство, т.к. онлайн-кинотеатрам это запрещают делать правообладатели – т.е. если у пользователя нет Интернета, – он, к примеру, уехал отдыхать на природу – то нет и просмотра.

Из проката на онлайн-кинотеатрах могут пропадать отдельные сезоны или целые сериалы, а правообладатели могут выставлять онлайн-кинотеатрам (а значит, и зрителям) самые нелепые условия: например, серии могут быть доступны только в течение месяца после выхода.

Перевод новых серий сериалов может появляться с очень большой задержкой, несмотря на что зрители часто подписываются именно из-за того или иного сериала и ждут оперативного его перевода», отмечает пользователь в своем письме.

Онлайн-кинотеатры на российском рынке

Как писало в конце ноября российское экономическое Интернет-издание The Bell, «лидером российского рынка онлайн-кинотеатров является сервис ivi. По данным Telecom Daily, в первом полугодии 2020 года его доля рынка по выручке составляла 23%, ближайшего конкурента Okko — 17%. Выручка ivi за первые шесть месяцев года, по оценке Telecom Daily, составила 4,3 млрд рублей — на 58% больше, чем за первые шесть месяцев 2019-го.

Видеосервис ivi был запущен в феврале 2010 года. Из кипрского реестра следует, что капитал его головной компании разделен на 50 700 обыкновенных акций и 60 900 привилегированных. Фонду Frontier Ventures, за которым стоят создатели ivi Олег Туманов и Дмитрий Алимов, принадлежат 1200 обыкновенных акций и 722 привилегированных. У ru-Net Holdings Леонида Богуславского почти 11 100 обыкновенных и 9000 привилегированных акций, у американской Tiger Global — почти 4700 обыкновенных акций. У (российского госфонда) РФПИ и его партнеров — только привилегированные акции, в сумме 10 176, указывает The Bell.

Ближайшим конкурентом , ivi, как уже упоминалось выше, является онлайн-кинотеатр Okko, который, как сообщалось недавно, приобретает государственный «Сбер». До того Okko владел предприниматель Александр Мамут (Подробнее о перипетиях покупки «Сбером» Okko можно почитать здесь).

На третьем месте среди видеосервисов в России – Youtube, который нельзя, конечно же, назвать онлайн-кинотеатром в узком понимании этого слова. В первом полугодии 2020 г. Youtube имел в России долю рынка в 9% . Доля следующего среди лидеров: онлайн-кинотеатра Megogo составляет 7%,.

Максимальную динамику выручки по итогам первого полугодия 2020 г. (год к году) показал кинотеатр Start (362,9 против 242,2% за 2019 г.). У Okko этот показатель составил 117,4%. Рост ivi и «Ростелекома» — 57,7%, а Premier — 48,1%., отмечается в сводке adindex.ru. При этом от онлайн-кинотеатра Start, несмотря на такой его рост, недавно отказался один из его владельцев – «Газпром-медиа». Как писала газета «Ведомости» пару недель назад, «Первый заместитель гендиректора «Газпром-медиа» Светлана Баланова подтвердила «Ведомостям» выход холдинга из капитала Start, объяснив это желанием «максимально сконцентрировать усилия на развитии собственной видеоплатформы Premier». Она сказала: «На данном этапе развития рынка онлайн-кинотеатров в России мы не считаем необходимым инвестировать параллельно в два конкурирующих между собой ресурса. Мы сделали выбор в пользу дальнейшего развития Premier».

Онлайн-кинотеатры Premier, Кинопоиск, Амедиатека, Tvzavr, НТВ-ПЛЮС, Rutube являются другими крупными видеосервисами на российском рынке. Не забудем также и всемирного лидера Netflix, который недавно наконец-то решил локализоваться и в России, делая это, из-за существующих в стране ограничений, под крылом «Национальной медиагруппы» (НМГ) – одного из крупнейших медиахолдингов в нынешней России (председателем совета директоров НМГ, напомним, является небезызвестная Алина Кабаева). Очень может быть, что, локализация Netflix произведет на российском рынке онлайн-кинотеатров, пока довольно местечковом, настоящий переворот. Почему локализация Netflix так может повлиять? Netflix – это мировой лидер среди онлайн-кинотеатров, и этот самый мировой лидер наконец-то начинает говорить на родном языке страны, в которой подавляющее большинство населения, а значит – потенциальных зрителей не знает никаких иностранных языков.

А что думают наши читатели? Комментируйте

Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Эксперты рекомендуют

Наш Youtube канал

Партнеры проекта

Наши партнеры
Мир новостей спутникового и эфирного телевидения SAT.COM.RU - HDMI оборудование Dr.HD оптом и в розницу Центр изучения
влияния технологий
на здоровье и экологию

OBOB.TV ВКонтакте

Группа ВК

Подписаться на новости

Subscribe2

Голосование

Голосование

Живя в России, испытываете ли вы проблемы (помехи или отсутствие сигнала) при приеме цифрового эфирного ТВ?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Календарь

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031